Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий «Грибы»

Наталья Евгеньевна Глазырина
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий «Грибы»

Тема: Грибы.

Цель: совершенствование лексико-грамматических средств языка.

Задачи: активизировать словарь по теме; упражнять в умении образовывать существительные с помощью приставок и суффиксов; закреплять навык согласования существительных с числительными; расширять представления о многозначности слов; упражнять в образовании родственных слов.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий „Грибы“» размещена в разделах

Оборудование: мяч; наборное полотно; картинки грибов - подосиновики, подберёзовики, маслята, лисички, сыроежки, опята, боровики, волнушки, грузди; картинки «Многозначные слова – шляпка, ножка, лисичка»; картинки по теме «Родственные слова от слова гриб».

Раздаточный материал: карточки с нарисованной корзинкой на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Организационный момент (два варианта)

На доске выставлены картинки грибов

а) Логопед предлагает детям по очереди ответить на его вопрос: Что рядом с лисичками (опятами, сыроежками и т. д. ?

б) Логопед: Сейчас я буду называть грибы, расположенные в первом (втором) ряду, но один гриб не назову. Сядет тот, кто будет внимательным и скажет, какой гриб я пропустила.

Дети отвечают и по одному садятся за столы.

Беседа о происхождении названия грибов.

Логопед: Ребята, как вы думаете, как люди придумывали названия грибам. Попробуйте объяснить, почему так назвали:

- подосиновик – подосиновик часто (но не всегда) растёт под осиной;

- подберёзовик – подберёзовик часто (но не всегда) растёт под берёзой;

- маслёнок – у маслёнка шапка блестит, будто её намазали маслом;

- лисичка – лисичка по цвету похожа на лисий мех.

Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».

1) Логопед предлагает детям всем вместе, а потом и по одному, сосчитать грибы от одного до десяти.

2) Логопед раздаёт детям карточки с нарисованной корзинкой и двумя цифрами рядом с ней.

Логопед: У каждого из вас карточка с нарисованной корзинкой. Справа и слева от корзинки написаны цифры, они означают количество грибов в вашей корзинке. Вам надо выбрать, какие грибы у вас в корзинке и сказать об этом. Например, у меня рядом с корзинкой написаны цифры 2 и 7. Я хочу, чтобы у меня в корзинке были боровики и опята. Я скажу: «В моей корзинке лежат два боровика и семь опят».

Дети по очереди составляют предложения по карточке.

Физкультминутка «Гриб»

Гриша шел, шел, шел. Дети идут на месте.

Белый гриб нашел. Наклоняются.

Раз – грибок, Срезают гриб и кладут в кузовок.

Два – грибок,

Три – грибок,

Положили в кузовок.

Беседа о многозначности слов.

Логопед: Ребята, а что есть у всех грибов? – У всех грибов есть ножка, шляпка и грибница. А у каких предметов тоже есть ножки? – Ножки есть у людей, кукол, у предметов мебели (мебельные ножки) – табуреток, стульев, кресел, шкафов, столов…

Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – ножка».

Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких ножках говорится в предложениях.

- Мы на ножки наденем сапожки. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках людей или кукол.

- У боровика ножка крепкая. О какой ножке говорится в предложении? – В предложении говорится о ножке гриба.

- Папа покрасил ножки лаком. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках стула (табуретки, стола и т. д.)

Логопед убирает картинку «Многозначное слово – ножка».

Пальчиковая гимнастика «По грибы»

Этот пальчик в лес пошел. Пальцы согнуты в кулак, разгибаем по одному пальцу, начиная с мизинца.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик все съел,

От того и потолстел.

Логопед: А ведь и шляпки бывают не только грибные. Например, есть женские шляпки, их надевают на голову, это головной убор. Шляпки есть у гвоздей, винтов, болтов.

Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – шляпка».

Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких шляпках говорится в предложениях.

- Кате была мала шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о женской шляпке.

- У рыжика оранжевая шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о шляпке гриба рыжика.

Логопед убирает картинку «Многозначное слово – шляпка».

Логопед: Ребята, какие предметы может обозначать слово «лисички»? – Лисичками могут быть грибы, а могут быть и дикие лесные животные.

Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – лисички».

Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких лисичках говорится в предложениях.

- Мы собирали в лесу лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.

- В норе спрятались лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - животных.

- Лисички лежат в холодильнике. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.

Логопед убирает картинку «Многозначное слово – лисички».

Дидактическое упражнение «Подбери родственное слово».

Логопед: Сейчас я буду читать стихотворение Т. В. Куликовой «По грибы», а вы подсказывайте мне нужные словечки:

Как-то раннею порой вдруг полился дождь грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился …. грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для. грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал. грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький. грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый. грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле — … грибница.

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные. грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп. грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и. грибище.

Логопед выставляет картинки по теме «Родственные слова от слова гриб» на наборное полотно и задаё т по картинкам вопросы:

- Как называется человек, который собирает грибы? – Грибник.

- Как называется поляна, на которой много грибов? – Грибная.

- Как называется маленький гриб? – Грибок, грибочек.

- Как называется огромный гриб? – Грибище.

- Как называется суп из грибов? – Грибной.

- Как называется подземная часть гриба? – Грибница.

- Как называется дождь, после которого растут грибы? – Грибной.

Логопед: Все слова, которые вы назвали, немного похожи на слово «гриб», они его «родственники».

Логопед ещё раз читает стихотворение, дети добавляют нужные слова, затем логопед убирает наборное полотно с картинками и предлагает детям назвать «родственников» слова «гриб».

Итог занятия

Назовите съедобные и несъедобные грибы, почему. Назовите строение гриба. Почему у них такие названия.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий «Грибы»
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 19:26
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД