елистратова ольга
Конспект занятия «Слова, обозначающие признаки предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1) Количественный рост словаря за счет усвоения новых слов и их значений.
2) Качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний.
3) Упражнять учащихся морфологическом анализе и синтезе слов; наблюдать над такими явлениями, как синонимы и антонимы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед - Загадывает детям загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан, зеленый, бархатный (арбуз).
Темочки:
Логопед - Какие слова помогли ее отгадать.
Дети - Алый, сахарный, зеленый, бархатный.
Логопед - Сравните два текста.
Наступила зима Наступила холодная зима
Выпал снег Выпал пушистый снег
Ударили морозы Ударили сильные морозы
Льдом покрылась река Льдом покрылась широкая река
Логопед - Какой текст удачнее?
Дети - Второй, там есть слова : холодная, пушистый, сильные, широкая.
Логопед - Для чего нужны эти слова?
Дети - Они украшают нашу речь, делают ее красивой, выразительной.
2. Сообщение темы.
Логопед - Это слова, обозначающие признаки предметов.
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
3. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Проведите стрелки от слов первого столбика к словам второго столбика.
Сердце Золотая
Руки Золотое
Кольцо Золотой
Лист Золотые
Пшеница Золотое
Логопед - Какие слова используются здесь в переносном значении?
Дети - Все слова, кроме слова «кольцо»
Логопед - Объясните, что обозначает каждое выражение : золотое сердце (доброе, золотые руки (умелые, золотой лист (желтый, золотая пшеница (созревшая, спелая).
Логопед - Все эти слова обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Поставьте слова в нужную форму :
Звонкий (голос, пение, песня)
Добрый (утро, день, ночь)
Логопед - Догадайтесь, о чем идет речь?
Круглое, сочное, румяное (яблоко)
Мягкий, пшеничный, поджаристый (хлеб)
Зеленый, продолговатый, хрустящий (огурец)
Белоствольная, кудрявая (березка)
Логопед - Какие слова помогли догадаться, о чем идет речь? На какие вопросы они отвечают.
Дети - слова которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какое? какой? какая?
Физминутка.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем!
4. Устранение аграмматической дислексии и дисграфии.
К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопросы какой? какая? какое? какие?
Дом Шуба Платье Дни
Аквариум Книга Солнце Морозы
С двумя словосочетаниями составьте предложения.
Подберите к словам, слова близкие по смыслу :
черствый хлеб – (несвежий)
легкая задача – (простая)
Подберите слова противоположные по смыслу:
черствый хлеб – (свежий)
легкая задача – (трудная)
5. Грамота.
Ребусы. Изографы. «Допиши буквы».
Л- Вы наверное, помните, какие характеристики даются в баснях и сказках медведю, зайцу, волку, лисе, вороне, сороке. Допишите к данным словам признаки.
Медведь (какой) Лиса (какая)
Заяц (какой) Ворона (какая)
Волк (какой) Сорока (какая)
Слова для справок : трусливый, зубастый, неуклюжий, хитрая, болтливая, глупая.
Прочитай ряды слов. Назови слова, обозначающие признак предмета.
Дождь, дождливый, дождит.
Слеза, слезный, прослезился.
Мороз, морозный, морозит.
Логопед - С какими словами связаны по смыслу слова, обозначающие признаки?
Дети - Они связаны со словами, обозначающими предметы.
6. Итог занятия.
- Над какой темой работали?
- Что запомнили?