МААМ-картинки

Конспект занятия по лепке «Дымковский олешек» для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Кулешова
Конспект занятия по лепке «Дымковский олешек» для детей старшего дошкольного возраста

«Дымковский олешек»

Цель: Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства

Программные задачи. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель, Городец, Матрешки;

Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;

Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, элементы узора;

Публикация «Конспект занятия по лепке „Дымковский олешек“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Совершенствовать навыки лепки из целого куска, передавая пропорции частей тела животного.

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам; Предшествующая работа: чтение стихов, загадок о народных промыслах, рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного творчества, лепка изделий из глины.

Методы и приемы: художественное слово, наглядный (использование иллюстраций, напоминание, указание, решение проблемной ситуации.

Словарная работа: свистульки, гжель, хохлома, городец, Полхов-Майдан, обжиг.

Оборудование и материалы: изделия народных промыслов, глина, салфетки, стека, баночки с водой.

Ход НОД

Организационный момент. Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем? Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: - Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.

Хотите совершить путешествие в мир красоты и удивительных творений народных умельцев, которыми славится наша Россия?

Дети: - Хотим.

Воспитатель:- Тогда отправляемся (слайд 1)

Города старинные мастерами славятся,

Улицы кузнечные, улицы гончарные,

Площади торговые, праздничные ярмарки.

- С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки. (Слайд 2)

Воспитатель: - Ребята, а что такое ярмарка? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Это шумный большой базар, на котором продают свои изделия мастера. Вот и сегодня у нас в детском саду будет проходить ярмарка.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера! (на столах изделия разных народных промыслов)

Воспитатель: - На ярмарку со всех сторон привозили изделия русские мастера. Но сегодня мастера приехать к нам не смогли, а поручили нам разложить товар по промыслам.

Воспитатель: - А разложить товар мы сможем с помощью загадок.

Ветка плавно изогнулась,

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым,

Земляника цветом алым,

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась,

А трава, как бахрома

Золотая… (Хохлома.)

- Найдите предметы, которые можно отнести к золотой хохломе (помещают на отдельный стол.)

- Какой материал используют мастера для хохломских изделий? (дерево.)

- Какие краски используют художники из Хохломы? (Красная, желтая, оранжевая, зеленая, черная.)

Слушайте следующую загадку:

Эта роспись,

На белом фарфоре – Синее небо, синее море

Синь васильков, Колокольчиков звонких. Синие птицы,

На веточках тонких. (Гжель.)

Выберите изделия из Гжели (дети находят изделия гжельских мастеров.)

- Какие цвета используют гжельские мастера?

- Почему Гжельские мастера выбрали для своих изделий синий цвет? (от цвета неба.)

- Какой материал используют мастера. (Глина.)

Слушайте следующую загадку:

На дощечке той девица, Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица.

Это значит … (городец)

- Выберите изделия из Городца (помещают на отдельный стол).

- Что украшают городецкой росписью? (столы, стулья, разделочные доски, солонки, игрушки, все деревянные изделия)

- Назовите основные узоры городецкой росписи? (Конь, птица, цветы.)

Слушайте следующую загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская… (матрешка).

- Выберите матрешек (помещают на другой стол.)

- Почему матрешку называют матрешкой? (От русского имени Матрена.)

- В каких городах делают матрешки? (Полхов-Майдан, Сергиев Пасад.)

Слушайте следующую загадку:

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы. А ну, назови-ка меня! (Дымково.)

Воспитатель: - Ребята, а где же дымковские игрушки? Неужели мастера забыли их прислать? А что за конверт лежит? Здесь письмо.

«Здравствуйте ребята! Мы так хотели попасть на ярмарку, но сильные дожди размыли все дороги, мы не сможем добраться. Не могли бы вы нам помочь и вылепить дымковские игрушки. Жители села Дымково».

Воспитатель: - Дети, вы знаете, где находится село? (ответы детей) Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село. Слобода Дымково под Вяткой. Домов в селе было много. Живут в том селе весёлые и озорные люди. Любят они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносят свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой. Воспитатель: - Из чего лепили игрушки? (ответ детей)

Воспитатель: - Правильно, из глины лепили. Налепят, высушат и в печь, чтобы они так закалились, стали крепкими и воды не боялись.

Воспитатель: - Название село получило от того, что когда мастера высушивали свои глиняные поделки в печи, над крышами из труб вился дымок.

- Ребята, а вы хотите помочь сделать дымковские игрушки?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Дети, но если мы будем лепить из глины, игрушки еще надо будет расписать, а у нас мало времени, как же быть? (предложения детей).

Воспитатель: - Конечно, ведь можно вылепить и из пластилина, они сразу будут яркие, красочные. Давайте тогда примемся за работу.

Делу - время, а потехе – час. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Вылепим дымковскую игрушку – олешка

- Как можно его слепить? Какие приемы для этого будим использовать? (Дети отвечают).

Воспитатель: А перед работой сделаем разминку.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

Вот это самый толстый пальчик у меня, (сгибаем и разгибаем большой палец).

Вместе с ним танцуют все мои друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Это самый ловкий пальчик у меня, (сгибаем и разгибаем указательный палец).

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Вот это самый длинный пальчик у меня (сгибаем и разгибаем средний палец).

Вместе с ним танцуют все мои друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).

А вот это пальчик- лодырь у меня (сгибаем и разгибаем безымянный палец).

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все мои друзья (Сжимаем и разжимаем кулачки).

А это пальчик – мальчик, лучший у меня, (сгибаем и разгибаем мизинец).

Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Все мои пять пальцев - дружная семья, (Сжимаем и разжимаем кулачки по очереди).

И, когда они танцуют, танцую с ними я! (Хлопки в ритме текста).

Воспитатель: - Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А что бы было легко работать, мы послушаем русскую народную мелодию. Самостоятельная работа детей.

(Воспитатель во время работы старается помочь тем детям, которые затрудняются советами, если необходимо прибегает к показу). Воспитатель: - Ребята посмотрите, интересный у вас получился дымковский олешек. Давайте поставим его на лоток и посмотрим вместе, что у нас вышло. (Дети встают вокруг стола) Рефлексия.

- Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать, красиво и ярко, как у дымковских мастеров?

- А какая игрушка получилась самая яркая?

- Какая игрушка больше всего нравится?

- Как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам?

Воспитатель: - «Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они яркие, нарядные, не похожие друг на друга. Можно оправлять их на ярмарку. Спасибо, вам за работу!

Воспитатель: - Теперь весь товар на ярмарке на месте. (Звучит музыка.) Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -

Все на ярмарке найдешь!

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

И отменные игрушки!

Водоноски и зверушки!

Посмотрите, как живой,

Есть и конь здесь удалой! - Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем, да в русскую народную игру поиграем.

У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.

Они не пили, не ели, друг на друга смотрели,

Разом делали, как я!

(После этих слов водящий показывает движение, а все дети повторяют его, водящий выбирает того, кто лучше всех повторил движение и задает вопрос: «что ты делал?», если правильный ответ, тот становится водящим).

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по лепке «Лев» для старшего дошкольного возрастаДетский мастер-класс по лепке «Лев» для старшего дошкольного возраста Доброго времени суток всем, кто нашёл минутку заглянуть на огонёк. Как льва слепить из пластилина, Свой детский мастер-класс Покажет с удовольствием.

Конспект итогового занятия по лепке из соленого теста для детей среднего дошкольного возраста «Ромашка» Конспект итогового занятия по лепке из соленого теста (тестопластика) для детей среднего дошкольного возраста Подготовила: Кутуева Ирина.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возрастаКонспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста Лексическая тема: «Звук [Щ]. Буква Щ». Цель: закрепить правильное произношение звука [Щ] в слогах, словах и чистоговорках. Задачи: Коррекционно.

Конспект занятия по лепке с детьми старшего дошкольного возраста «Яблоко» Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: развивать.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, образовательная область - познавательное развитие. Автор – Чибирнова Татьяна Андреевна,.

Конспект занятия по лепке для детей среднего дошкольного возраста «Фрукты в вазочке»Конспект занятия по лепке для детей среднего дошкольного возраста «Фрукты в вазочке» Конспект занятия по лепке для детей среднего возраста. «Фрукты в вазочке» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,.

Конспект занятия в бассейне для детей старшего дошкольного возраста Конспект сюжетно - игрового занятия с оздоровительной направленностью в бассейне для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в.

Конспект занятия «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия " Зима" для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности с целью активизации речи детей с использованием.

Мастер-класс по рельефной лепке «Золотая осень» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по рельефной лепке «Золотая осень» для детей старшего дошкольного возраста Вот и наступила золотая осень! Любимое время года для многих взрослых и детей. Очень хочется, как можно дольше, любоваться многоцветием.

Конспект занятия по лепке «Гусеница» для детей младшего дошкольного возраста Задачи: Познакомить детей со способом модульной лепки (лепка из шариков); Совершенствовать технику лепки округлых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лепке «Дымковский олешек» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2018 в 14:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД