Папки-передвижки

Конспект ООД «Тайна Матрешки» для детей подготовительной к школе группы

юлия тофт
Конспект ООД «Тайна Матрешки» для детей подготовительной к школе группы

Конспект ООД

«Тайна Матрешки»

1. Возрастная группа дошкольников : подготовительная группа.

2. Тема: «Тайна Матрешки».

3. Форма проведения: квест-игра с использованием ТРИЗ-технологий.

4. Тип ООД: интегрированное занятие.

Интеграция областей:

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

Публикация «Конспект ООД „Тайна Матрешки“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

- «Социально-коммуникативное развитие»

- «Физическое развитие».

5. Цель: обобщение знаний дошкольников о народном промысле «Семеновская Матрешка».

6. Задачи:

Способствовать обобщению знаний детей об истории семеновской матрешки и закреплению у дошкольников представлений о цветах и основных элементах семеновской росписи.

Способствовать развитию творческой активности детей в изобразительной деятельности и познавательной активности в игровой деятельности.

Воспитывать любовь к русской культуре и уважение к труду мастеров народного творчества.

7. Оборудование: ноутбук, видеопрезентация «Русская матрешка», деревянные заготовки матрешек, кисточки, гуашь, салфетки для работы, стаканчики для воды, фартуки, влажные салфетки, куклы-матрешки, интерактивная доска, интерактивная игра «Посмотри и расскажи».

8. Предварительная работа: виртуальная экскурсия в «Музей русской матрешки», разучивание стихов про матрешку, беседы об особенностях семеновской матрешки, рассматривание альбомов с семеновской росписью, игры с матрешками.

Ход занятия.

I. Мотивационно-побудительный этап. Сюрпризный момент.

Воспитатель входит в группу. В руках у него – сундучок.

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам с волшебным сундучком, в котором спряталась игрушка.

Но вы узнаете секрет,

В игре простой «да или нет».

Вопрос скорее задавайте,

Что в сундучке лежит узнайте!

Словесная игра «да» или «нет». ТРИЗ-метод.

(дети задают воспитателю вопросы)

Если дети затрудняются отгадать игрушку, воспитатель загадывает загадку:

Есть для вас одна игрушка.

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

О ком эта загадка, ребята?

Дети: О матрешке.

Воспитатель: Верно, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Матрешке, которая хранит тайну. Вы никогда не задумывались, почему наша любимая деревянная кукла состоит из нескольких частей? Почему в одной матрешке прячется другая, в другой – третья, и так далее?

- Ребята, сегодня наша семеновская матрешка раскроет нам эту тайну. Но мы должны выполнить задания, которые она приготовила. За каждое выполненное задание вы будете получать ключик от сундука с секретом. Ну, что? Согласны?

Дети. Согласны!

II. Основной этап.

Воспитатель открывает первую матрешку, внутри – записка с заданием.

Воспитатель читает задание: «Ребята, как Вы думаете, почему меня назвали Матрешкой

- Давайте подумаем, почему у матрешки такое имя.

Дети: Матрешка – это Матрена.

Воспитатель: Правильно, ребята! В старину это было самое популярное женское имя. Потому и назвали куклу Матрена, а ласково – Матрешка.

Воспитатель: А как бы назвали матрешку, если бы ее изобрели в наше время?

Дети: Катюша, Настюша, Машутка.

Воспитатель: Верно. Мы даем куклам ласковые имена, которыми сегодня мамы называют девочек.

Вы выполнили задание и получаете первый ключ от сундука с тайной Матрешки.

Воспитатель открывает вторую матрешку, внутри – записка с заданием: Ребята, перед вами на столе стоят куклы-матрешки. Они в разобранном виде. Вы знаете, что в России несколько видов матрешек. У каждой куклы – свои особенности. Ваша задача собрать четыре матрешки и не ошибиться. В каждой матрешке должны собраться ее маленькие подружки в таких же нарядах.

Игра «Собери семью матрешек».

У детей должно получиться 4 матрешки : семёновская, полхов-майдановская, вятская, загорская.

Воспитатель: Что ж, ребята! Посмотрите, какие разные матрешки. Какая из них вам знакома?

Дети: Семеновская.

Воспитатель: Какие у нее особенности?

Дети: Наша матрешка очень яркая, у нее жёлтый сарафан, белый фартук. На фартуке – яркие красные цветы с зелеными листочками. На голове у матрешки красный (жёлтый) платочек. Глазки черные, круглые, как бусинки. На щечках – яркие румяна.

Воспитатель: Итак, вы выполнили второе задание и получаете еще один ключ от сундука с секретом матрешки.

Звучит звонок телефона.

Воспитатель: Ребята, нам кто-то звонит, слышите? Давайте откроем наш волшебный экран.

На интерактивной доске появляется Мастер из Города мастеров.

Мастер: Здравствуйте, ребята! Помогите нам, пожалуйста. Злая Баба Яга позавидовала красоте наших матрешек, украла все наши краски и заколдовала нас, мастеров. Теперь мы не можем вспомнить, как наряжать наших матрешек. Помогите нам, ребята, подскажите, как расписывать наших семеновских матрешек. А за это мы вас отблагодарим, дадим ключ от сундука с тайной матрешки.

Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем мастерам?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Перед началом работы проведем разминку.

Пальчиковая гимнастика.

Пришла русская матрешка,

Танцевала, танцевала,

В ладошки хлоп-хлоп

И сестричек созывала,

Никого не забывала.

Пальчики сгибала-разгибала,

Во двор играть зазывала.

Старше всех была сестра Оксана,

Она спереди и встала.

Вверх рукой повела, на минуту замерла.

А теперь сюда пришла

Катюша – средняя сестра,

Ручку к уху поднесла и в сторонку отошла.

И бежит меньшая дочка,

Показала кулачок и присела на пенек.

Все матрешки хороши, не устали, малыши?

Дети отвечают: «Нет!»

Локти приподняли, дружно помахали!

Изобразительная деятельность.

Воспитатель раскрашивает большую куклу-заготовку, дети раскрашивают маленькие матрешки. Используются приемы показа образца и наглядной совместно-разделенной деятельности.

Алгоритм раскрашивания:

1) Красный сарафан.

2) Желтый платочек.

3) Синие (черные) завитки на платочке.

4) Белый фартук.

5) Красные цветы на фартуке.

6) Зеленые листочки на фартуке.

Воспитатель: Ребята, мы выполнили задание. Отправляем наших матрешек в Город мастеров. За это получаем ключ от сундука с секретом. Посмотрите, ребята. В нашем сундуке 4 замочные скважины. Значит, нам осталось выполнить еще одно задание, и мы узнаем тайну матрешки!

Воспитатель открывает матрешку, достает записку с заданием: Ребята, вы почти добрались до сундука с моей тайной. Вам осталось ответить на мои сложные вопросы-загадки. Если вы справитесь с ними, то получите последний ключ.

Словесно-логическая игра с элементами ТРИЗ-технологии

«Посмотри и расскажи».

Вопрос 1. Для чего нужна матрешка? Картинки: кукла, подарочная коробка, музей.

Ответы: Матрешка нужна для того, чтобы играть. Матрешка – это сувенир. Матрешка – это экспонат музея народного творчества.

Вопрос 2. Посмотрите на картинки и по ним придумайте отличительные особенности Матрешки. Картинки: дерево, мяч, пирамидка, радуга.

Ответы: Матрешка – деревянная игрушка, она круглая, как мяч, она состоит из нескольких частей, как пирамидка, Матрешка яркая, как радуга.

Звучат фанфары.

Воспитатель: Ребята! Эти звуки означают, что мы выполнили все задания и сейчас получим ключ от тайны Матрешки.

Воспитатель открывает матрешку. В ней – последний ключ. Воспитатель открывает сундучок с тайной, достает письмо.

Воспитатель: Ребята, вы помните, какую тайну мы должны были разгадать?

Дети: Да! Мы должны узнать, почему матрешка состоит из нескольких частей.

Воспитатель: Ответ – в этой записке:

Воспитатель читает: «Матрешка - символ жизни. У мамы рождаются дети, у них – свои дети. И так далее. Матрешка символизирует жизнь и материнство. Именно поэтому её так любят в народе. Именно поэтому Матрёшка - символ России».

III. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Ребята, вот мы и выполнили все задания. Какую тайну мы с вами узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами так много играли, работали. Я прошу вас самим оценить сегодняшнее занятие. Посмотрите – перед вами два листа. На одном нарисована грустная Матрешка, а на другом – веселая. Каждый из вас получает цветок. Если занятие понравилось, то дарите (приклеивайте) цветок веселой Матрешке, если нет – грустной.

После занятия воспитатель проводит самоанализ своей деятельности.

Литература и источники:

1. Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России [Текст] / Н. Н. Алексахин. – М. : Народное образование, 2005. – 176 с.

2. Балтивец, Н. Б. Русская матрешка для детского сада. История, стихи, загадки [Электронный ресурс] / Н. Б. Балтивец. – Адрес доступа: https://kladraz.ru/blogs/natalija-bogdanovna-baltivec/ruskaja-matryoshka.html (дата обращения - 30.09.2020).

3. Воробьева, Т. П., Воробьева, В. А. Русская матрешка [Текст] / Т. П. Воробьева, В. А. Воробьева. – М. : Мозаика, 2008. – 56 с.

4. Квач, Н., Квач, С. Нижегородская игрушка [Текст] / Н. Квач, С. Квач. - Нижний Новгород, 2010. – 156 с.

5. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – М. : Детствво-Пресс, 2009. – 40 с.

6. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. – М., 2005. – 145 с.

7. Русская матрешка [Текст]. – М. : Мозаика, 2010. – 16 с.

8. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст] / О. А. Соломенникова. - М., 2005. – 154 с.

Публикации по теме:

Конспект КВН «Тайна чувашских узоров» для детей старшей группы Цель: расширение кругозора и знаний детей по истории чувашского края, о красоте чувашских узоров; развить познавательный интерес; воспитывать.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Посадка лука»Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Посадка лука» Цели: закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения. Задачи: Образовательная: Закреплять знания.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Прохождение экологической тропы»Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Прохождение экологической тропы» Цель: Продолжать учить детей различать и называть растения. Задачи: - развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать.

Конспект НОД «Приметы весны в природе» с презентацией для детей подготовительной к школе группыКонспект НОД «Приметы весны в природе» с презентацией для детей подготовительной к школе группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое воспитание», «Физическое.

Конспект НОД по конструированию «Домик для матрешки» для детей младшей группыКонспект НОД по конструированию «Домик для матрешки» для детей младшей группы Тема «Домик для матрешки» Цели: учить делать постройки из кубиков, обучать умению строить по образцу; выполнять действия с предметами:.

Конспект интегрированной ООД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Волшебная вода» МДОУ «Новомичуринский детский сад №1» Пронского района, Рязанской области Конспект интегрированной ООД по экологии. Тема: «Волшебница вода».

Конспект развлечения для детей подготовительной к школе группы  «Турнир «Сказочные пазлы»Конспект развлечения для детей подготовительной к школе группы  «Турнир «Сказочные пазлы» Познакомилась с публикацией Любови Федотовой о турнире по складыванию пазлов, огромное спасибо за идею. Очень понравилось это мероприятие,.

Конспект СОД по музыке «Очень осень любим» для детей подготовительной к школе группыКонспект СОД по музыке «Очень осень любим» для детей подготовительной к школе группы В нашем детском саду 17.10.2019 года состоялось методическое объединение музыкальных руководителейна тему: «Речевая коммуникация и развитие.

Конспект викторины «Загадки-обманки о животных» для детей подготовительной к школе группыКонспект викторины «Загадки-обманки о животных» для детей подготовительной к школе группы Цель: сформировать навыки отгадывания необычных загадок – загадок-обманок. Задачи: Образовательные: учить отгадывать рифмованные загадки,.

Конспект занятия по подготовке к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя, учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Тайна Матрешки» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 6 октября 2020 в 16:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД