Получи документы

Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе

Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе

Цель: учить выделять звуки в слове.

Задачи:

1. Познакомить детей с протяжённостью и линейностью слов;

2. Познакомить с понятием «звук», согласный "звук", гласный «звук»;

3. Систематизировать и обобщить знания детей о звуках;

4. Закреплять умение интонационно выделять в слове звук;

5. Закреплять представление детей о слове.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуки и слова“ в старшей группе» размещена в разделах

Материал: игрушки Сова, Зайчонок, Ёжик, линейки-красная коротка и зелёная длинная, на каждого ребёнка-зелёная и красная ручка, рисунок №1 (мёд, волк, лиса, медведь, солнце, луна, планета, холодильник, гриб, корзина, книга, дом, рисунок №2 (кенгуру, берёза, ель, машина, вагон, стрела, варежка, снеговик, сковородка, стол, ключ, ваза - под каждым рисунком короткий и длинный прямоугольник для закрашивания)

Ход НОД:

1. Подготовительный этап.

Вопросы педагога к детям:

- В какую страну отправились Мудрая Сова, Зайчонок и Ёжик?

- Путь к Азбуке лежит через какую страну?

- С помощью чего люди произносят звуки?

2. Постановка учебной цели.

Ребята, когда на пригорок заехал игрушечный поезд, наши друзья-путешественники увидели огромный город. Мудрая Сова сообщила, что это город Звуков.

"Так, а почему мы остановились? - с нетерпением воскликнул Зайчонок. - Скорее едем знакомиться со звуками!" "Не торопись, - ответила Мудрая Сова. - Прежде чем оказаться в городе Звуков, нам нужно пройти два испытания. Для этого нам нужно запомнить, что все слова состоят из звуков".

- Ребята, мы с вами сегодня поговорим о том, какие бывают слова и какую роль играют в них звуки.

3. Изучение нового материала.

а). Работа с рисунком. Рисунок №1.

- Ребята, для первого задания Мудрая Сова вручает игрушкам-друзьям две линейки. Посмотрите внимательно на линейки, они одинаковые?

- Чем отличаются они? (Красная линейка короткая, а зелёная - длинная.)

- Зайчонку и Ёжику нужно разделить предметы на короткие и длинные. Ребята, помогите, пожалуйста, игрушкам это сделать правильно: рядом с короткими предметами начертите короткую красную линию, а рядом с длинными-длинную зелёную линию.

Педагог предлагает детям определить пары коротких и длинных предметов, после чего их обозначить соответствующими линиями.

- Молодцы, ребята! Вы помогли Зайчонку и Ёжику справиться с первым испытанием.

б). Далее Мудрая Сова сообщила нашим друзьям, что слова, как и предметы, бывают тоже короткими и длинными. В коротких словах звуков мало, поэтому слова произносятся коротко. Например: дом, мак. А в длинных словах много звуков, поэтому они произносятся долго. Например: ско-во-ро-да, те-ле-ви-зор, хо-ло-диль-ник.

Ребята, бывает и так, что длинные предметы называются длинным словом: я-ще-ри-ца, э-лек-трич-ка. А бывает и наоборот: коротким словом называется длинный предмет, а длинным - короткий. Например, шарф длинный, а называется коротким словом. Мост длинный, а называется коротко. Или "ко-ро-боч-ка" - длинное слово, а предмет сам короткий. "Пу-го-ви-ца" - длинное слово, а сам предмет короткий.

- А теперь, ребята, сейчас сами расскажите, чем короткие слова отличаются от длинных.

в). Второе задание, которое Мудрая Сова дала Зайчонку и Ёжику, заключается в том, чтобы друзья определили, какие слова короткие, а какие - длинные. Предлагаю и вам поиграть в слова, ребята. Я стану называть слова, а вы будете говорить короткие они или длинные: атт-рак-ци-он (длинное слово, круг (короткое слово, вен-ти-ля-тор, сад, вос-пи-та-тель-ни-ца, гном, ви-де-о-маг-ни-то-фон, соль, мёд, па-рик-ма-хер, дым.

г).Физкультминутка. Продолжение предыдущего задания. Становятся дети в круг. Педагог произносит слова: соль, са-лат-ни-ца, о-ду-ван-чик, стул, по-ло-тен-це, стол, ав-то-стан-ция, та-бу-рет-ка, зуб, гла-ди-о-лус, лак. Когда педагог произносит по слогам многосложное слово, все дети в это время бегут по кругу. Во время произнесения односложного слова делается один шаг вперёд.

д). Работа с рисунком. Рисунок №2.

- Ребята, Зайчонку так понравилось играть в короткие и длинные слова, что он придумал свою игру. Назовите каждую картинку. Если слово короткое, то есть в нём мало звуков, короткую полоску красной ручкой. Если длинное слово, то есть в нём много звуков, закрасьте, длинную полоску зелёной ручкой.

Прежде чем дети начнут самостоятельное выполнение задания, педагог анализирует совместно с ними несколько примеров.

В конце проходит проверка, какие картинки ребята, обозначили короткой красной полоской, а какие - длинной зелёной.

е). - Ребята, приведите свои примеры коротких слов.

- Назовите длинные слова.

4. Итог занятия.

- Ребята, чему мы научились на занятии сегодня?

- Чего мало в коротких словах и много в длинных словах?

- В какие мы играли игры?

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова» Цель: формировать потребность у детей о необходимости говорить вежливые слова. Активизировать использование в речи вежливых слов. Задачи:.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Ф] и [Ф’]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звуки [Ф-Ф']. Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [Ф-Ф'] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Л], [Л’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [л-л'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звуки [р]-[р’] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [р-р'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [С-С'] в изолированном виде, в словах и фразах; активировать словарь детей;.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]» Цель: способствовать формированию правильного артикуляционного произношения звуков. Задачи: 1. Формирование представлений о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 14:29
+142Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД