Лучший педагог года

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Воздух и его свойства»

Буйло Виктория Евгеньевна
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Воздух и его свойства»

Цель:

Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

Обучающие:

- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

- развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: (всё оборудование по количеству детей) шапочки одноразовые; полиэтиленовые пакеты; воздушные шары различных форм; стаканы прозрачные; трубочки коктейльные; контейнеры с апельсином, шоколадом и чесноком; веера; салфетки бумажные; плавающие предметы; бассейн с водой.

Ход НОД.

I. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята! У нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся, чтобы весь день у всех было хорошее настроение.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам хочу предложить стать настоящими учеными. Хотите? (Да) А вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты? (в лаборатории) А как называют людей, которые работают в лаборатории? (ученые, исследователи) А что мы будет сегодня объектом исследования, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он везде, но не мешает

Место впрок не занимает

Он прозрачный как стекло,

Цвета нет у него.

Вес отсутствует совсем

И не пахнет он ничем.

Так скажите-ка, друзья,

Без чего нам жить нельзя. (Воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

Чтобы наша группа превратилась в лабораторию, а мы стали молодыми исследователями, нам нужно закрыть глаза, хлопнуть 5 раз.

Слайд 2. Дети считают до 5. Звучит волшебная музыка, дети открывают глаза, обнаруживают сундук, в котором лежат головные уборы для лаборатории. Надевают их.

II. Основная часть.

Воспитатель: Наша лаборатория начинает работу. В лаборатории обязательно нужно соблюдать определенные правила (плакат прикреплен к доске) :

• смотреть;

• слушать;

• не кричать;

• не трогать без разрешения;

• соблюдать осторожность;

• делать выводы.

Воспитатель: Готовы? Теперь пройдем в лабораторию к первому столу (дети подходят к столу и встают вокруг него). Чтобы у нас опыты получились, нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Договорились?

Итак, давайте начнем.

Опыт №1.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим.)

Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый)

Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой) Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы откроем пакет и попробуем поймать воздух, закрутите его. Что в пакете? (воздух) А где вы его взяли? (Вокруг нас)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте аккуратно сжать пакет. Почему не получается? (там воздух)

В пакете воздух. Он принимает форму предмета, в котором находится и становится упругим. Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, находится вокруг нас.

Опыт № 2.

Воспитатель: Ребята, пройдёмте к следующему столу. Предлагаю вам взять по одному воздушному шару и надуть его.

Дети надувают воздушные шары различной формы.

Воспитатель: Что происходит? Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули.

Вывод: воздух не имеет формы, но принимает форму предмета в котором он находится.

Опыт № 3.

Воспитатель: Ребята, пройдем за следующий стол. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)

Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).

Итак, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.

Опыт № 4.

Воспитатель: Дети, вам интересно проводить опыты? (Конечно) Давайте проведем еще один и узнаем, есть ли вкус и запах у воздуха!

Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого он вкуса? (Безвкусный)

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха)

Чистый воздух не имеет вкуса и запаха.

Воспитатель: Сейчас закройте глаза. Я к вам буду подходить, и вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать апельсин, шоколад, чеснок.

Как вы думаете, почему мы при вдохе чувствуем запах? Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: чистый воздух не имеет вкуса и запаха, пахнут предметы. Воздух отлично передает запах предметов, с которыми он соприкасается.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть. Давайте станем в круг. Сегодня мы с вами говорим про воздух.

Физкультминутка «Воздух»

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Где тебя искать? (пожимают плечами)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)

Мы с тобою дружим (здороваются с соседним ребенком)

Без тебя никак. (машут головой)

Ты нам очень нужен (обнимают себя)

Ты волшебник, маг (взмах рукой, как волшебной палочкой)

С ветром полетаем (бегут по кругу)

С ветром закружим (кружатся)

И обратно в группу вместе прилетим. (взяли за руки в хоровод)

Опыт № 5.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться? (Конечно может)

Давайте проверим, возьмем веер и помашем. Что вы чувствуете? (ветер)

Еще раз помашем веером. Скажите, пожалуйста, ветер какой? (холодный)

А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер)

Воспитатель: Подскажите, пожалуйста, как называется движение воздуха? (Ветер)

Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? (Ветер бывает теплый и холодный, слабый и сильный – это ураган, смерч, бури)

Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью веревочки, вертушки)

Воспитатель: Как вы думаете, может ли ветер навредить человеку? (Конечно может, да)

А ещё ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как? (Разносит семена, животным помогает охотиться)

Вывод: воздух может двигаться и его можно почувствовать.

Опыт № 6.

Воспитатель: Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)

Возьмите в руки свистульки. Вы слышите воздух?

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки.

Воспитатель: ребята, посмотрите, а свистульки непростые – они не только позволяют услышать воздух, но и увидеть (у свистульки разворачивается «язычок»). Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.

Опыт № 7.

Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Вывод: Воздух занимает место

Воспитатель: Ребята, приглашаю вас подойти к столу, на котором стоит надувной бассейн с водой.

Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.

Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.

Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!

III.Заключительная часть.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности) :

что воздух прозрачный, бесцветный;

что воздух постоянно нас окружает;

что воздух невидим, но его можно найти разными способами;

что воздух легче воды;

что мы с вами дышим воздухом;

что воздух есть внутри людей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (Воздух необходим всему живому)

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего? Что показалось сложным? Дома будете рассказывать, в каких опытах и экспериментах вы участвовали?

Воспитатель: На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)

Вам понравилось быть молодыми исследователями? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Да, хотим)

Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные. Вы заслужили медали за любознательность (воспитатель награждает каждого ребенка медалью). Давайте друг другу улыбнемся, попрощаемся с нашими гостями.

Публикации по теме:

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды»Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

Конспект НОД по ФЦКМ «День защитника Отечества» в старшей дошкольной группеКонспект НОД по ФЦКМ «День защитника Отечества» в старшей дошкольной группе Цель: Познакомить детей с историей и традициями праздника 23 февраля - День Защитника Отечества. Задачи: 1. Воспитывать чувство гордости.

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Ягоды»Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Ягоды» Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе по теме «Ягоды» Подготовила и провела воспитатель Морозова Н. С. Программные задачи: 1. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 26 марта 2024 в 10:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД