Лучший педагог года

Конспект НОД «Моя малая Родина» для детей подготовительной к школе группы

Елена Трифонова
Конспект НОД «Моя малая Родина» для детей подготовительной к школе группы

Программное содержание:

• Продолжить знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью, занятиями сельских жителей, с пословицами и поговорками, прибаутками о русском гостеприимстве;

• Закрепить знакомые русские народные частушки, колыбельные песенки, загадки и прибаутки;

• Развивать память, внимание, формировать интерес и уважение к русской народной культуре;

• Закрепить навыки культуры поведения в музее «Русская изба» МДОУ детский сад № 9;

• Познакомить с понятием «деревянная Русь»;

Публикация «Конспект НОД „Моя малая Родина“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах

• Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство);

• Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к русской старине, к своей малой Родине.

Активизация словаря:

предметы домашней утвари: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька, очип, колыбельная, самовар;

географические названия: река Кинель, село Чёрновка, посёлок Отрада, город Отрадный, Русь;

признаки предметов: деревянный, медный, сладкий, расписной.

Оборудование:

• экспозиции в музее «Русская изба» СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9;

• русский сарафан;

• самовар, пироги.

Ход занятия:

1. Экскурсия в музей «Русская изба» СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9.

Воспитатель: Ребята, мы впервые пришли в музей нашего детского сада. Сегодня я расскажу вам об основании нашего города в очень далёкое время. Вы узнаете, почему Русь называли деревянной, откуда взялось название «Отрадный».

2. Беседа в музее «Русская изба» СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9.

Воспитатель: В местах, где на земле работали волжские пахари, раскинулись деревеньки Чёрновка, Алтуховка, Осиновка, Алексеевка и среди них – посёлок Отрадный.

Старожилы рассказывают о происхождении этого красивого названия: «В 1925 г. группа чёрновских граждан решила переселиться из села ближе к лесу и лугам, чтобы удобнее было пасти скот. Сказано – сделано.

Весной десять человек поехали выбирать место для поселения и остановились у опушки леса вблизи реки Кинель. Стали думать, как назвать будущий посёлок. И тогда один из них воскликнул: «Смотрите-ка, ребята, как здесь хорошо! Всё рядом: лес, вода, рыба. Настоящая отрада».

Остальные подхватили это словечко и решили назвать посёлок Отрадным.

Сначала он был небольшим… и деревянным. На Руси люди давным-давно строили себе жилища из брёвен. Такие дома назвали избами.

Посмотрите на первую экспозицию нашего музея. Это восстановленная изба давних времён. Всё -то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и стол, и лавки, и кровати, и сундуки, и посуда. И в нашей избе много деревянных предметов. Посмотрите на этот предмет (воспитатель указывает на прялку, может кто-то из вас знает, как он называется?

Правильно, ребята. Это прялка. Она тоже сделана из дерева. К прялке привязывали овечью шерсть и вытягивали в тонкую нить, наматывая её на деревянное веретено (показывает). Прошло время, и прялка изменила свой внешний вид, её стали называть самопрялкой. И она была сделана из дерева.

Но самой главной в избе была печь. В печи можно было готовить. Печь согревала. На печи можно было спать, а можно было лежать и слушать сказки, которые рассказывала бабушки, пока в долгие зимние вечера пряла шерсть.

В каждой русской избе были деревянные полочки, на которых хранилась посуда, тоже деревянная (показывает) : вот миски, солонка, ложки, бочонки, ковши. А вот кадушка для воды. Она сделана из узких дощечек, скреплённых железными ободами. Вёдра и коромысло, на котором носили воду из реки, тоже были деревянными.

Деревянный пол в русских избах застилали разноцветными половиками. Полюбуйтесь – какие они были яркие и красочные! Половики ткали на деревянном ткацком станке (показывает рисунок ткацкого станка).

Ну, а если в семье был младенец, то укладывали его спать в колыбель (зыбку, люльку, сделанную тоже из дерева. Подвешивали её на палку «очип» и пели малышу колыбельную:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

Игрушки для детей тоже были деревянными. Из обыкновенного полена русские умельцы вырезали вот таких красавиц матрёшек.

Теперь вам понятно, почему Русь называют деревянной?

А теперь послушайте мою загадку:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар).

Этот предмет не деревянный – медный. Но он был в каждой русской избе (берёт самовар в руки) :

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Воспитатель ставит самовар на стол и подходит к русской печи со словами:

Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Полечи и спаси, в дом богатства принеси.

Воспитатель достаёт из печки пироги и приглашает всех к столу.

Как для вас, мои друзья, пирогов я напекла.

Хозяйку потешьте – пирогов поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Разливает чай, угощает детей и приговаривает : «Чай пить – не дрова рубить!»

Дети, выходя из-за стола, прощаются и в знак благодарности поют частушки.

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно.

Пропоём мы вам частушки

Очень замечательно!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Только мы не косолапы –

Косолапы женихи.

Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Сколько я не топочу,

Всё равно плясать хочу.

Я надену платье бело,

Буду в нём красавица.

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

3. Итог:

Воспитатель: Вот, ребята, и подошла к концу наша экскурсия в музей нашего детского сада. Ещё раз посмотрите внимательно на «Русскую избу» и ответьте мне, пожалуйста:

• Понравилась вам наша экскурсия?

• Почему нашу страну с древних времён называли деревянной?

• Почему наш город назвали Отрадный

Публикации по теме:

«Музей «Русская изба». Знакомство с предметами русского народного быта«Музей «Русская изба». Знакомство с предметами русского народного быта тема нашего занятия " Знакомство с горницей - музей русская изба" Задачи: • познакомить с предметами русского народного быта и обычаями,.

Проект «Русская изба» (старшая группа) Проект «Русская изба». Цели: Познакомить детей с устройством, особенностями и внутренним убранством русской избы; создать условия для формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Моя малая Родина» для детей подготовительной к школе группы
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 19:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД