Папки-передвижки

Конспект логопедической образовательной деятельности по развитию связной речи «Три богатыря»

Нина Тимофеева
Конспект логопедической образовательной деятельности по развитию связной речи «Три богатыря»

Конспект занятия по развитию связной речи

«ТРИ БОГАТЫРЯ» в группе логопедической деятельности

Программное содержание:

- Знакомство с репродукцией В. М. Васнецова «Три богатыря;

- Учить выделять главное в произведении, давать психологическую характеристику Богатырям;

- Развивать наблюдательность;

Публикация «Конспект логопедической образовательной деятельности по развитию связной речи „Три богатыря“» размещена в разделах

- Закрепить знания детей о названиях элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем); закрепление названий доспехов и предметов вооружения русского воина (меч, щит, лук, стрелы, копьё, тетива, налучье, колчан, палица, булава); обогащение словарного запаса детей;

- Формировать представление о героическом прошлом русского народа – великих русских богатырях – защитниках русской земли;

- Приобщение детей к истокам русской культуры;

- Воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им;

- Развитие связной монологической речи;

Предварительная работа: Чтение былин о русских богатырях; Знакомство с творчеством В. М. Васнецова - рассматривание и беседа по картине «Алёнушка».

Оборудование:

Картина «Три богатыря», презентация к занятию «Три Богатыря», портрет В. М. Васнецова, материал для моделирования поселения русичей: конструктор, речка, емкость для водоёма, деревья, обитатели леса, цветы, луг, бруски пластилина, палочки для крепости, колокольчик; карта России и карта Древней Руси.

Аудиоазаписи: Песня «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой; Колокольный набат; опера М. Мусоргского «Хованщина».

Для инсценировки:

Русский дом, печка, лавочка, колодец, ведро, ковш, забор, стол, посуда старинная, дорожка-коврик, деревья, свисток, маска и крылья ласточки, костюмы богатырей, гусли, «лошадки», мечи; камень-латырь, стрелки с надписями; свисток, деревья для леса;

Ход занятия:

- Здравствуйте, дети. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по колесу времени. Наша волшебная палочка поможет нам путешествовать.

- В какой стране мы живём? (Россия)

- Как называют людей, которые живут в РОССИИ? (Россияне) Какой главный город? (Москва)

Посмотрите, (показывается карта России) – это наша страна. Какая она? (большая, огромная, красивая, огромная, богатая, необъятная, разнообразная). У нас много лесов, морей, рек – это наше богатство. Наше государство образовалось более тысячи лет назад.

(Показывается карта РУСИ) И называлось оно РУСЬ. Люди, которые жили на РУСИ назывались РУСИЧИ. Главный город, который объединял земли – КИЕВ. Люди, которые жили в то время – это наши предки (бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки). Наши предки называли себя СЛАВЯНАМИ – это похоже на слово СЛАВА – славный народ. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые.

Пальчиковая игра «БОГАТЫРИ»

Пальцы эти - все бойцы,

Удалые молодцы!

Два больших и крепких малых,

И солдат в боях удалых.

Два – гвардейца- храбреца,

Два – сметливых молодца!

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.

Два – мизинца-коротышки,

Очень славные мальчишки!

- А в каких же селениях жили наши предки, как вы думаете? (Они жили в селениях, где были деревянные дома, одноэтажные). Поселения русичей были около озёр, рек, п. ч. вода – источник жизни. Вокруг были леса, поля. Люди охотились, выращивали хлеб, таким образом прокармливали себя, своих детей.

Слышится набатный звон. Набат – это колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришёл враг. А народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется красотой родной земли.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОСЕЛЕНИЯ РУСИЧЕЙ

Вокруг поселений люди строили крепости, копали рвы – чтобы защититься от нашествий врагов. Враги ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили награбленное богатство. Колокольный звон предупреждал людей о нашествии врагов.

- Кто же защищал нашу землю?

- Защищали нашу землю наши предки – БОГАТЫРИ.

- Кто они – богатыри? (Воины, борцы, силачи)

- Какие они? (Сильные, смелые, отважные, героические, доблестные, храбрые)

- Откуда мы о них знаем? (Из былин, русских народных сказок, стихотворений)

- Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

РАБОТА ПО КАРТИНЕ «ТРИ БОГАТЫРЯ» В. М. Васнецова.

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина». Дети рассматривают картину «Три богатыря»

Эту картину написал Виктор Михайлович Васнецов (1845-1926 гг.) Далее используется презентация к занятию.

Благодаря ему мы знаем этих героев-богатырей.

- Как в старину люди узнавали о подвигах этих людей? (О героизме воинов слагались былины. В старину былины пели торжественно, под звон гуслей при большом стечении народа. Потом их записывали поэты и писатели, и они дошли до наших дней).

Описание БОГАТЫРЕЙ (Включить арт. Гимнастику – ЛОШАДКА, ЧАСИКИ, ВОРОТА)

Рассказ педагога по картине (тихо звучит симфония «Богатырская» А. П. Бородина)

Примерный рассказ Логопеда.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всём его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит перед ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под чёлкой». Конь спокоен, только зло косит в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружён : с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь свою Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алёша Попович – сын попа. Он самый молодой, но тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но зато берёт ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет, и воевать умеет. Лукавая усмешка на его губах, вот-вот сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алё ши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту.

- Кто из богатырей понравился больше всего? Каким нарисовал художник каждого из богатырей? Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружён? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружён? Как выглядит Алёша Попович? Как он смотрит? Чем вооружён? Что видим сбоку? Как одеты богатыри? (на тело надета кольчуга – железная рубашка). Зачем кольчуга нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.) Что надето на головы богатырей? (Шлем – его изготавливали из металла, украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче – украшали позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову богатыря от ударов). Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч, булава). Меч был главным оружием воинов-богатырей и воинов-ратников на Руси. Меч ещё называли булавой.

Физминутка «Богатыри»

Потянулись – раз, два, три!

Мы теперь – богатыри!.

Мы ладонь к рукам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво!

И налево надо тоже оглянуться величаво.

И направо, и ещё через левое плечо.

Точно в танце – руки в боки-

Наклонились влево, вправо,

Получается на СЛАВУ!

Рассказы детей по картине «Три богатыря»

Пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине

Жить – Родине служить.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли – умри, но не сходи.

За край свой насмерть стой!

Счастье Родины – дороже жизни!

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот, кто за народ идёт.

- А сейчас вернёмся в наше время. Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (Ответы детей). Какими качествами должен обладать современный богатырь? (Сила, смелость, ловкость, выносливость, хитрость, храбрость, бесстрашие, отвага, доблесть, мужество, ум) Где их можно встретить? (это пожарники, МЧСники, космонавты, солдаты, врачи и т. д.)

Днём и ночью эти люди охраняют Родину. Мы надеемся, что вы вырастете настоящими защитниками РОССИИ!

- Какими качествами должны обладать богатыри? Были и поражения, но покорить Русь никто не смог. И каждый мальчик должен быть готовым, когда вырастет, в любой момент защитить свою Родину.

РЕФЛЕКСИЯ

Сейчас мы станем поэтами – сочиним стихи про то, о чём мы говорили – про Русь, о богатырях, и как они одеты, как защищают нашу страну.

Составление СИНКВЕЙНОВ совместно с детьми.

Русь.

Широкая, привольная.

Лежит, расстилается, радует.

Богатыри готовы тебя защитить в любую минуту.

Спасибо тебе.

Богатыри.

Смелые, мужественные.

Сражаются, защищают, охраняют.

Слава о богатырях дошла до наших дней.

Герои!

Илья Муромец.

Самый смелый русский воин.

Стоит на страже Родины.

Готов в любую минуту сразиться с врагом.

Настоящий герой!

Добрыня Никитич …

Алёша Попович …

Доспехи.

Шлем, кольчуга, накидка.

Щит, меч, лук, булава, копьё.

Богатырей они защищали и от смерти спасали.

Очень это важно!

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию связной речи с элементами драматизации русской народной сказки «Колобок» в логопедической группеФотоотчет о НОД по развитию связной речи с элементами драматизации русской народной сказки «Колобок» в логопедической группе Каждый воспитатель знает: чтобы занятие было эффективным, надо подобрать материал таким образом, чтобы заинтересовать детей, вызвать эмоциональный.

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи «Семья» Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет). Время использования: при изучении лексической.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Путешествие по стране Эмоций» Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе «Заюшкина избушка» Лиса выходит из домика, закрывает его на ключ и ключ вешает на шею. Ведущий и дети обращаются к Лисе и просят ее отдать ключ от домика.

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «знакомство с образом богатыря» Конспект Нод в младшей группе «Знакомство с образом богатыря» Задачи. 1. Дать детям представления о русских богатырях и их вооружениях..

Конспект НОД по развитию связной речи детей посредством театрализованной деятельности «Сказочный лес и волшебный цветок» Конспект НОД по развитию связной речи детей посредством театрализованной деятельности «Сказочный лес и волшебный цветок» (Подготовительная.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней логопедической группе «Путешествия Колобка» Цель: Развивать у детей разговорную речь: составление простого предложения; употребление предлогов «к, на, с»; Активизация словаря; - развитие.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по развитию речи по теме «Цветы» Конспект образовательной деятельности по развитию речи для подготовительной логопедической группы по теме «Цветы» Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группы. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группы. Тема: Составление рассказа «Кормушка» Цели:.

НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе «Путешествие в зимний лес»НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе «Путешествие в зимний лес» Цель: создать условия необходимые для обучения детей составлению описательного рассказа. Задачи: • учить детей составлять описательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедической образовательной деятельности по развитию связной речи «Три богатыря»
Опубликовано: 2 января 2017 в 02:31
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД