Лучший педагог года

Конспект занятия «Блоки Дьенеша как средство формирования представлений о свойствах предметов»

Оксана Соколова
Конспект занятия «Блоки Дьенеша как средство формирования представлений о свойствах предметов»

Тема : «Блоки Дьенеша,

как средство формирования представлений о свойствах предметов».

При подготовке детей к школе большое внимание мы уделяем развитию у них пространственного и логического мышления. А в исследованиях И. С. Якиманской [2] доказано, что наиболее эффективным средством развития детей является работа с геометрическим материалом. Учитывая, что в дошкольном возрасте у ребенка доминирует наглядно-действенное мышление, мы обратились к такому дидактическому пособию, как блоки венгерского психолога Дьенеша.

Публикация «Конспект занятия „Блоки Дьенеша как средство формирования представлений о свойствах предметов“» размещена в разделах

Цель: Определить эффективные средства развития представлений о форме и геометрических фигурах (2)

Задачи: 1)Изучить психолого-педагогический аспект проблемы развития представлений о геометрических фигурах и форме у детей дошкольного возраста.

2) Организовать и провести опытно - экспериментальную работу по развитию представлений о геометрических фигурах и форме с детьми 6-7 лет.

3) Разработать методику ознакомления с геометрическими фигурами и формой, используя блоки Дьенеша в подготовительной к школе группе.

4) По итогам эксперимента сформулировать выводы и методические рекомендации. (3)

Предмет исследования :

процесс развития представлений о геометрических фигурах и форме у дошкольников средствами блоков Дьенеша.

Объект исследования: процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. (4)

Гипотеза исследования:

использование блоков Дьенеша

в развитии представлений о геометрических фигурах и форме будет эффективно, если при организации обучающей деятельности будут соблюдены следующие условия:

1. специально организуется деятельность детей с применением блоков Дьенеша (объемных блоков, отражающих свойства предметов);

2. проводится планомерная работа на всех видах занятий и в совместной деятельности;

3. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей при работе с блоками Дьенеша. (5)

Диагностика проводилась в МДОУ №31,

в подготовительной группе,

количество обследованных детей 23.(6)

Цели диагностики:

Определить наличие знаний детей о свойствах предметов.

Определить наличие знаний о геометрических телах.

Определить уровень умений группировки предметов по указанным свойствам.

Критерии оценки

Высокий — Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, предметов; находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур, тел, предметов.

Средний — Ребёнок называет форму предметов, геометрических фигур, геометрических тел, группирует их.

Низкий — Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же, называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. (7)

Констатирующий этап эксперимента. Групповая диагностическая карта по ознакомлению с формой предмета в подготовительной группе. Начало учебного 2014 года. (8,9).

Результаты изучения уровня развития представлений о признаках предметов в подготовительной группе (констатирующий этап)

Формирующий этап эксперимента (11)

Конспекты занятий, с использованием блоков Дьенеша в подготовительной к школе группе (12,13)

Занятие «Волшебные ступеньки»

Цель: Продолжать учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр; структурную поверхность тел: гладкие и шершавые. Вести количественный и порядковый счет, счет на слух. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков. Ко-дирование блоков и раскодирование - описание фигур с помощью кодов. Закреплять понятия «тяжелый — легкий». Развитие мелкой моторики рук.

ЗАНЯТИЕ «ДОМИКИ»

Цель: Закрепление с детьми ориентировки в пространстве, геометрического понятия «линия» — прямая, кривая, ломаная. Счет количественный и порядковый. Развитие у детей слухового восприятия, счет на слух. Продолжать развивать умение читать кодовое обозначение блоков. Формирование понятия деления множества на подмножества.

Занятие «Сказка о геометрических фигурах»

Цель: Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру. Учить называть, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам. Формировать представления о количественном составе числа (числа 3, упражнять в счете. Развивать конструктивные способности, пространственное воображение, логическое мышление, внимание. Развивать речь.

Контрольный этап эксперимента (14,15,16)

Итоговый уровень по ознакомлению с формой предмета в подготовительной группе. 2015 год.

Диаграмма сравнения количественных данных ознакомления детей со свойствами предмета. (17)

Выводы: (18)

1)Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста со свойствами предмета должна строиться на :

1. психолого-педагогической основе восприятия детьми данного материала;

2. возможности развития с использованием различных средств обучения : занятия, занимательный дидактический материал, наблюдение, художественное слово, игры, объемные модели, блоки Дьенеша.

Блоки Дьенеша имеют преимущества в использовании наглядно отображают четыре свойства геометрических фигур, помогут выявить в объектах разнообразные свойства, называть эти свойства и обозначать их отсутствие;

2)Работа по ознакомлению дошкольника со свойствами предмета с помощью игр Дьенеша способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур и математических представлений.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений»Мастер-класс для педагогов «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений» 9 февраля наш детский сад открыл свои двери для педагогов Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации ИРОСО (на базе инновационной.

Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша»Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.

Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2 Ознакомление детей с геометрическими фигурами позволяет им анализировать мир, тот мир, который его окружает.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Блоки Дьенеша как средство формирования представлений о свойствах предметов»
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 18:32
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД