Получи документы

Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства

Ирина Зиновьева
Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства

Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства.

Как нам всем известно, изменения, происходящие в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. А качество напрямую зависит от согласованности действий семьи и детского сада. В Федеральном Государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Именно поэтому я, работая в третий год в своей группе, начала изучать проблему взаимодействия детского сада и семьи в области использования разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства.

Публикация «Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства» размещена в разделах

Анализируя организацию работы с родителями, выявила ряд проблем:

- традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, информационные уголки) дают малый результат;

- педагогическая пассивность родителей (родители не понимают своей воспитательной функции, не желают устанавливать единые требования к ребенку дома и в детском саду);

- незнание родителями истинной работы педагога в детском саду.

Почему же так происходит? Не хотят, потому что заняты? Не понимают значимости? Всего понемногу… Но в большей степени – потому, что не испытывают насущной потребности, значит, нужны новые формы работы для сближения детей, родителей и педагогов. Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования ребенка) заставляет искать новые формы.

Для скоординированности работы педагога и родителей я поставила перед собой необходимость решения следующих задач:

1. установить партнерские взаимоотношения с семьей каждого воспитанника;

2. апробировать нетрадиционные формы работы с семьей как фактор позитивного развития ребенка;

3. объединить наши усилия для развития и воспитания детей;

4. выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях;

5. создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов;

6. вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество.

Наряду с этим определила для себя этапы работы :

1. Изучение литературы по данному вопросу.

2. Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.

3. Реализация нетрадиционных форм работы с родителями.

4. Постоянный анализ результатов работы.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности и выделить три группы родителей.

1. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

3. Родители – наблюдатели.

Используя характеристики этих групп, я стала использовать разнообразные формы взаимодействия для вовлечения в работу большей части семей.

1. Непосредственно образовательная деятельность с участием родителей.

Цель : познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Гость группы - при проведении занятия я включаю элемент беседы с родителями. Заранее обговариваю и подготавливаю родителей, на занятие познавательной деятельности. Мною была приглашена мама для рассказа о профессии врача. Подготовку к занятию начинаю задолго до мероприятия. Рассказываю родителям, какова цель и необходимость проведения. На следующем этапе включаю родителей в работу (провести физминутку, игры различные.)

2. Педагогическая ситуация.

Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон. Видя проблемы, я задаю дискуссионный вопрос (например, вопрос «Наказываете вы своего ребенка?»). Вопрос может вызвать непонимание родителями проблемы, а вот вопрос : «Как вы думаете, нужно использовать физическое наказание?» Это уже дискуссионный вопрос, и мы вместе спокойно решаем ситуацию. Молодым родителям предлагаю посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, поиск решения удовлетворяет всех участников. Учу родителей забывать, как бы стирать стрессовые ситуации. Такой метод нашла в специализированной литературе по психологии и во время посещения родительских лекториев в гимназии, где обучается моя старшая дочь: закрыть глаза нарисовать негативную картину, произошедшую на работе, дома, в транспорте и «стереть ластиком». Так несколько раз. Стерли и спокойно забираете своего сорванца из детского сада. Чтобы не переносить на ребёнка.

3. Посещение семей.

Первое посещение – знакомство с общими условиями семейного воспитания. Дети часто приглашают в гости воспитателей. Предварительно я поставила в известность родителей «Сегодня Ариша пригласила меня в гости». Чтобы посещение было эффективным, информирую родителей не только о времени посещения, но и его основной цели. В домашних условиях беседы с родителями бывают откровеннее, есть возможность выслушать мнение всех членов семьи о воспитании ребенка, поиграть с детьми в их любимые игры в домашней обстановке. Узнаю ближе детские интересы. Планирую в систему ввести посещение долгоболеющих ребят, передавать им рисунки, поделки от детей. Кроме этого, у нас в группе есть многодетная мама, у которой более 9 детей, малообеспеченные семьи и я тактично, своим примером, приобщаю родителей группы помочь в материальном плане (оказание помощи в виде книг, канцелярских принадлежностей, одежды, обуви)

4. Письменные формы общения.

Когда нехватка времени мешает нам с родителями встретиться лично, то должны помогать такие формы общения как брошюры, бюллетени, неформальные записки, доска объявлений. Но в своей практике я поняла, где можно достучаться до современных родителей – это соцсети. Вечером и очень поздно вечером, все родители там! Поэтому я, думаю не ошибусь, как многие педагоги, создали группу «Матрешки» в «Viber», «ВКонтакте». В группе есть различные рубрики, где родители узнают о детском саде, о мероприятиях, изменениях в программе, о достижениях группы. Есть рубрика «Доска объявлений» - информация для родителей о собраниях, встречах. На форуме происходит виртуальное общение, где можно высказать свои предложения, пожелания, можно задать и обсудить различные проблемы, поделиться информацией, подборкой музыкальных сказок, музыкальных тем, раскрасок, мультфильмами.

Кроме этого, я в своей работе использую нетрадиционные формы работы :

• Фотовыставки - «Как мы встречали Новый год», «Мой папа, дедушка-солдат», «Мамины помощники», «Воспоминания о лете»

• Выставка творческих совместно выполненных с детьми работ - «С папой мы рисуем маму…».

«Недописанный тезис» – на стенде размещается фраза, например («Хороший воспитатель – это.», «Воспитывать детей – это значит…», «Семейные традиции – это.» и т. п.). Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.

В этом году нами запланированы нововведения:

Мероприятия, организованные по инициативе родителей;

«Волшебный цветок мудрости» – в приёмной вывешивается стенд, на котором нарисован большой цветок. В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Например, «Детские капризы», «Когда у нас родился второй ребёнок, …», «Чтобы ребёнок не болел» и т. п.

«Портрет идеального родителя» (воспитателя) – в приёмной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом листе черты идеального родителя.

Также о жизни группы планируем родителям рассказывать в информационный стенд «ОКНО - очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события: репортажи с праздников и развлечений, дней рождения детей, экскурсий в музей, конкурсов. При необходимости эти стенды легко перевоплощаются тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка».

Выпуск ежеквартальной газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».

«А ну-ка, папы!», «А ну-ка, мамы!».

День дублера.

Конкурс семейных талантов.

День добрых дел (помощь в организации развивающей среды группы).

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога. Уже сейчас могу сказать, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада. Совместная работа сблизила меня с родителями, подружила многие семьи в нашей группе. У многих родителей открылись такие скрытые таланты, о которых они даже и не подозревали. Я, в свою очередь, лучше узнала семьи своих воспитанников, научилась понимать сильные и слабые стороны домашнего воспитания, теперь я знаю, как им помочь, а иногда просто научить.

Проведя анализ работы с родителями в течение 2 лет, получились следующие результаты:

Группа Семья Всего родителей Активисты Исполнители Наблюдатели

младшая 22 40 3% 32% 65%

средняя 27 50 27% 27% 46%

По результатам анкетирования и мониторинга в группе увеличилось число родителей - активистов и исполнителей, уменьшилось количество родителей - наблюдателей. Анализ результативности моего опыта показал, что у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми. Родители стали стремиться к индивидуальным контактам с воспитателем. Возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, они стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания. Родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Важно осознавать, что понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Взаимодействие обязательно подразумевает обратную связь. Апробация всего нового – дело трудное, я хочу пожелать, уважаемые коллеги, креативности и оптимизма, смотреть на свою работу с новой точки зрения, но и с оглядкой на хорошо забытое старое.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Оформление группы как единого индивидуализированного пространстваОформление группы как единого индивидуализированного пространства Пространство нашей группы организовано в виде "центров", оснащёных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы.

Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад»Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «Семья — детский сад» Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко.

Фотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» ВидеоФотоотчет «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» Видео В МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский» прошло мероприятие «В гостях у «Сказки» в рамках XII районного диалога-марафона «Открытость.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет)Использование нетрадиционных форм работы с родителями по правовому воспитанию. «Сказочный суд» (фотоотчет) Сегодня вашему вниманию будет представлена одна из нетрадиционных форм работы с родителями на тему «Защита прав и достоинств ребёнка» –театральное.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьиРабота с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Работа с родителями для создания единого пространства детского сада и семьи Современные требования к роли родителей в воспитании детей.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства
Опубликовано: 18 мая 2021 в 16:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД