МААМ-картинки

Использование нейроигр в развитии речи и при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников

Рузиля Халикова
Использование нейроигр в развитии речи и при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время проблема развития речи дошкольников актуальна, как никогда. Мы хотели бы поделиться с нашим небольшим опытом совместной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста и подготовки к обучению грамоте через использование приёмов нейроигры

Публикация «Использование нейроигр в развитии речи и при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников» размещена в разделах

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением.

Основоположниками науки нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.

Игра – ведущая деятельность дошкольника, средство развития двигательных, познавательных, коммуникативно - речевых и других навыков.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приёмов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в её взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

В содержании образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с федеральными программами дошкольного образования, вступившими в силу с 1 сентября 2023 года, подготовка к обучению грамоте является обязательным разделом. На этом слайде мы обозначили содержание этого раздела для детей 5-6 лет.

Например : Педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук», проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; и т. д.

осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;

составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении

Наша педагогическая находка-это нейроигры в развитии речи дошкольников и подготовки к обучению грамоте

Цель применения нейроигр - формирование новых нейронных связей.

Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе, и в развитии всех компонентов речевой деятельности

Задачи:

развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребёнка;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие слухоречевого внимания детей;

развитие звуковой и интонационной культуры речи;

развитие фонематического слуха;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Нейроигры рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, "застревают" и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный и т. д.

Один из важных способов борьбы с такими проблемами – развитие у ребенка речевой регуляции своих действий. С помощью проговаривания вслух во время нейроигры дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки.

В работе по развитию речи и в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста используется комплекс нейроигр, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

1. Упражнения и приёмы, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

2. Упражнения и приёмы, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

3. Упражнения и приёмы, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

У большинства старших дошкольников недостаточно сформировано межполушарное взаимодействие. Предлагаемые приёмы и упражнения нейроигры помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности; способствуют повышению эффективности работы по развитию речи дошкольников и подготовки к обучению грамоте.

Первый блок - это упражнения и приёмы, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж, двуручное рисование, межполушарные доски)

Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

Например : Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).

Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

«Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Приём «двуручное рисование» относится к первому блоку

Межполушарные доски используются, например, на этапе закрепления изолированного произнесения звуков. Идем по дорожке и проговариваем поставленный звук (с-с-с-с-с.) . Используются различные модификации межполушарных досок, а также линии разной направленности, когда дошкольник, проводя двумя руками по желобкам доски или линиям, произносит поставленный звук.

Второй блок – это упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга)

«Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).

.«Разложи». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.

«Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.

«Чья картинка?». Из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук [Л]- кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой.

Например,«Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук «Ы» находится в середине слова - кладём картинку к левому домику. Если в слове звук «Ы» находится в конце слова — кладём к правому домику.

«Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

«Чей звук?» Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Ш] или [Ж] и выложить камешек, соответствующий образцу. Если услышал звук [Ш], нужно положить жёлтый камешек правой рукой. Если услышал звук [Р], нужно положить зелёный камешек левой рукой.

Или «Скажи и покажи нужной рукой» Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой вниз, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой) вверх.

«Волшебные палочки» Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [МЬ] – зелёной палочкой, на картинку со звуком [М] синей палочкой).

Приёмы нейроигр второго блока

«Сортировка» Если услышишь гласный звук —прицепи прищепку красный мяч в левую корзинку, если услышишь согласный звук —в правую корзинку.

Упражнения и приёмы нейроигры на автоматизацию и дифференциацию звуков.

(Пособие Киселёвой Л. В.)

Использование приёмов нейроигры «Домики» при подготовке к обучению грамоте

Приёмы нейроигр для развития речи дошкольников и подготовки к обучению грамоте

Третий блок - это Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук)

Например,- «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

- «Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку, если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).

- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки, на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок, затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем: Червяк дорогу сверху вниз В огромном яблоке прогрыз. Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука

Или «Зеркальное рисование с оречевлением». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече, сопровождая проговариванием речевого материала.

- «Вертолёт». Правая рука движется от себя, правая - к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Упражнения и приёмы нейроигр при подготовке к обучению грамоте (третий блок)

Упражнения и приёмы нейроигр при подготовке к обучению грамоте (Пособие Д. Рождественской)

Нейробазис для детей – тренажер, способствующий развитию интеллекта и мозга у детей. Автор известный психолог Ш. Ахмадуллин. Это не просто карточки, это настоящий тренажер для мозга. Для дошкольников в книге представлены специальные игры и упражнения, которые помогают развить внимание, память,речь и другие важные навыки, необходимые при подготовке к обучению грамоте. Постоянно оречевляя приёмы выполнения упражнений, вводя дополнительные графические символы и буквы, мы развиваем все компоненты речевой деятельности, готовим детей к обучению грамоте.

Приёмы нейроигр с использованием пособия «Нейробазис»

Приёмы нейроигр с использованием массажёра

«Су – джок»

Требования к применению приёмов нейроигры при подготовке к обучению грамоте

Должны быть задействованы не менее двух анализаторов

Важно точное выполнение каждого приёма и упражнения

Следует начинать с простых приёмов и упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объём выполняемых заданий

Следует менять привычные приёмы нейроигры и маршруты выполнения после автоматизации

Необходимо выполнять регулярно в спокойной доброжелательной обстановке

Преимущества использования приёмов нейроигр при подготовке к обучению грамоте

игровая форма обучения;

эмоциональная привлекательность;

многофункциональность;

активизация развития речи;

подготовка к обучению грамоте в сочетании с двигательной активностью;

формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

формирование партнерского взаимодействия между детьми и между ребёнком и педагогом

Ребенок становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев. Использование приемов нейроигр способствует активизации речи дошкольника и решению задач подготовки к обучению грамоте.

Источники

1. Ахмадуллин Ш. Книга-тренажер "Нейрогимнастика. Развиваем мозг ребенка" (7-10 лет)

2. Ахмадуллин Ш. Книга "Развиваем мозг ребенка 3-9 лет»

3. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. -Спб. :ДетствоПресс,2019

4. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие в 2-х частях — М., Айрис-пресс, 2015

5. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники : Учебно методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М. : Дрофа, 2014

6. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М. : ВЛАДОС, 1994 г.

7. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Академия, 2002

8. Семенович А. В. /Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М. : Генезис,2012

9. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003

10. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.

11. https://logoportal.ru/statya-18172.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование игр на липучках по мотивам сказок в развитии речи дошкольниковИспользование игр на липучках по мотивам сказок в развитии речи дошкольников Использование липучек в создании дидактических пособий для дошкольников создает множество возможностей для обогащения образовательной среды.

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школеИспользование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действующих средств развития.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейроигр в развитии речи и при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 15:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД