Получи документы

Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда

Светлана Гриценко
Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда

Муниципальное образовательное учреждение г. Мурманска № 34

Учитель-логопед Гриценко Светлана Эдуардовна

Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Публикация «Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Задачи:

• закрепление произношения поставленных звуков в речи;

• развитие фонематических процессов;

• уточнение и активизация словарного запаса;

• совершенствование слоговой структуры слова;

• формирование структуры предложений;

• совершенствование развития связной речи.

Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.

Предлагаю Вашему вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия, которые помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем педагогам ДОУ.

Варианты игровых заданий

1. Игры, совершенствующие навык развития

артикуляционной моторики

Игра «Зарядка для язычка»

Цель: совершенствование артикуляционных способностей. Ход игры:

На одном круге картинки с изображением артикуляционного упражнения, второй круг с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

2. Игры, совершенствующие звуковую сторону речи

и обучение грамоте

Игра «Парочки»

Цель: развитие фонематических процессов.

Ход игры:

Логопед раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию.

( например: мишка – миска, рожки – ложки, рейка – лейка, козы - косы и т. д.)

Игра «Придумай предложение - 1»

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций. Ход игры:

1 вариант. На кругах предметные картинки с автоматизируемым звуком. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов.

( например: мышка, машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка.)

Игра «Придумай предложение - 2»

Цель: дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций. Ход игры:

На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов.

( например:санки – шкаф (Санки стоят в шкафу. Санки положили на шкаф. Верхняя часть санок и шкаф – деревянные.)

Игра «Символ звука»

Цель: развитие фонематического анализа.

Ход игры:

Логопед распределяет на одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. Предлагает детям объединить символ звука с объектом, в названии которого есть данный звук. ( например: символ звука [с] – кастрюля и т. д.)

Игра «Сложи слог»

Цель: развитие фонематических процессов.

Ход игры:

Логопед раскладывает на одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. Ребенок собирает названный логопедом слог или читает получившийся слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. ( например: Б, А – БАнан, соБАка; П, А – ПАлка, ЛлоПАта, ПАста.)

Игра «Раздели слово на слоги»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.

Ход игры:

Логопед выкладывает на одном круге слоговые схемы, на другом предметные картинки.

1 вариант. Предлагает детям объединить схемы с объектом, в названии которого такое же количество слогов.

2 вариант. Логопед предлагает объяснить, как можно объединить схему со случайно выпавшим словом, т. е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов.

( например:две точки – СТОЛ – СТОЛЫ, три точки – СТОЛ – СТОЛИКИ - СТОЛОВЫЙ)

Игра «Слогопары»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.

Ход игры:

Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить объекты с одинаковым количеством слогов.

( например: кит, лук)

Игра «Образуй словечко»

Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Ход игры:

На одном круге печатный слог и на втором круге печатный слог. Логопед просит сложить названное слово или прочитать получившееся.

( например:МА, ПА – МАП;ЛО, ТА – ЛОТА;

КА,ША – КАША; РО,ЗА –РОЗА)

Игра «Первый звук»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов.

Ход игры:

Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. ( например: бант-барабан)

Игра «Букварик»

Цель: развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой.

Ход игры:

Логопед выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки.

1 вариант. Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. ( например: Т- телефон)

2 вариант. Логопед спрашивает, как будет называться объект, если его первой буквой будет случайно выпавшая буква. ( например: П – орех = Порех)

Игра «Первые два звука»

Цель: совершенствование звукового анализа. Ход игры:

На одном круге звуковые схемы начала слова из двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами.

кр. син. - ананас

син. кр. - капуста

зел. кр. - чайник

Игра «Последние звуки»

Цель: совершенствование звукового анализа. Ход игры:

На одном круге звуковые схемы конца слова из одного-двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами.

син. кр. – лампа

син. – лук

син. син. – зонт

Игра «Звукарик»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

Логопед выставляет на одном круге синие, зелёные, красные фишки, на другом объекты, названия которых начинаются на гласный, твердый и мягкий согласный. Предлагает объединить картинки с символами первых звуков. ( например:красный кружок – облако, синий кружок – тапочки, зелёный кружок – мёд и т. д.)

Игра «Последний звук»

Цель:развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

Логопед выкладывает на обоих кругах предметные картинки и предлагает объединить картинки с одинаковыми последними звуками. ( например: апельсин – чемодан)

Игра «Парочки по твердости – мягкости»

Цель:развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. ( например: лев - лопата)

Игра «Парочки по звонкости – глухости»

Цель:развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

Логопед предлагает объединить картинки с парными по звонкости – глухости первыми звуками (зонт – слон)

Игра «Подбери слово к звуковой схеме»

Цель:развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

На одном круге логопед выкладывает звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. И предлагает объединить объекты с подходящими схемами. ( например: зеленый, красный, синий – лес; синий, красный, синий, красный, синий – банан)

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слова. Ход игры:

На одном круге схемы расположения заданных звуков в слове, на другом - предметные картинки. Логопед просит подобрать слово к схеме. Например:

р

корова, горка

р

топор, помидор

р

радуга, ракета

Игра «Какая буква написана неправильно?»

Цель: закрепление букв. Ход игры:

На одном круге правильно написанные буквы, на втором круге неправильно написанные буквы. Логопед просит показать, какая буква написана неправильно.

Игра «Допиши букву»

Цель: закрепление букв. Ход игры:

На одном круге написаны буквы, на втором круге эти же буквы с недописанными элементами. Логопед просит к недописанной букве подобрать правильную букву.

Игра «Вставь пропущенную букву»

Цель: обучение грамоте. Ход игры:

На одном круге слова с пропущенной буквой, на втором – буквы. Дети подбирают букву к слову.

3. Игры на формирование лексико-грамматических категорий

и обогащение словаря

Игра «Наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Ход игры:

Логопедвыставляет на двух кругах картинки, противоположные по значению. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по значению. ( например: здоровый – больной, тепло – холодно и т. д.)

Игра «Путешествие птиц»

Цель: формирование синтаксических конструкций.

Задачи:

- образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО;

- закрепление предложно – падежных конструкций.

Ход игры:

Логопедраспределяет на первом круге птиц, на втором – деревья и схемы предлогов. И предлагает детям выбрать птицу и дерево с, рядом находящимся, предлогом. Называть их и составить предложение. ( например: Синица слетела с берёзы.)

Игра «Оденемся на прогулку»

Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде.

Ход игры:

Логопед предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда.

Игра «Чей, чья, чьё?»

Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения.

Ход игры:

1 вариант. На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда.

2 вариант. На одном круге картинка животного, на втором круге детёныши. Дети, раскручивая круги, подбирают пару.

Игра «Один - много»

Цель:совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Ход игры:

На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару. ( например: дерево – деревья, ведро – вёдра и т. д.)

Игра «Сосчитай-ка»

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи. Ход игры:

На одном круге разные цифры, на втором предметные картинки разные по цвету. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет. ( например: три синих чайника)

Игра «Кто чем питается?»

Цель:расширение и активизация словаря. Ход игры:

Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: расширение и активизация словаря. Ход игры:

Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.

4. Игры на развитие связной речи

Игра ««Рифмуй-ка»

Цель: развитие связной речи.

Ход игры:

На одном круге, предметные картинки, на втором круге картинки подходящие по рифме. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме, придумывают с ними предложения. ( например: коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т. д.)

Игра «Сочиняй-ка»

Цель: закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания.

Ход игры:

На одном круге предметные картинки (животные, птицы, люди, времена года, на втором круге картинки, с изображением действий, явлений природы. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, придумывают предложения, рассказы, сказки.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности коррекции нарушений речи у детей дошкольного.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется.

Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

Использование лэпбука «Путешествие в мир сказок» в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование лэпбука «Путешествие в мир сказок» в коррекционной работе учителя-логопеда Использование лэпбука «Путешествие в мир сказок» в коррекционной работе учителя-логопеда Савинова Юлия Игоревна, уч. -логопед В современной.

Использование мнемотаблицы в работе учителя-логопедаИспользование мнемотаблицы в работе учителя-логопеда Развитие устной связной речи – одна из основных задач обучения и развития дошкольника. Для достижения положительных результатов в данном.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Опыт работы «Использование краеведческого материала в работе учителя-логопеда» Муниципальный семинар педагогов ДОУ «История и современность Богородского края» Использование краеведческого материала на логопедических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кругов Луллия в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 22 января 2019 в 17:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД