Гульсина Хасанова
Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет
Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение). Они любят участвовать в «настоящих» делах взрослых. Удовлетворить эту детскую потребность можно с помощью фантазии в совместной деятельности. Я постепенно уступаю часть своей работы детям, предлагаю ее в виде различных поручений. В ходе такой совместной работы я показываю, как правильно выполнять то, или иное действие. Например, я решила пересадить цветок в другой горшочек и увлечь в эту деятельность детей. На их глазах я расстилаю клеенку, подготавливаю материал и инструменты. Я уверена, что тут же ко мне подойдут дети и будут задавать вопросы: «А что это? Зачем? Что вы будете делать?». На глазах у детей я начинаю работу, а спустя некоторое время обращаюсь к детям за содействием и помощью. Я хвалю их: они все умеют, все знают, и без них я не справлюсь. У детей загораются глаза, их наполняет чувство собственной значимости до такой степени, что они готовы во всем помогать мне. Получив согласие детей, я распределяю между ними посильные небольшие задания. В процессе этой работы я сообщаю детям познавательную информацию. В конце подвожу итог работы и особенно подчеркиваю, что мы добились хороших результатов только благодаря помощи детей.
Публикация «Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Для закрепления знаний о комнатных растениях в соей работе использую дидактические игры «Назови растение», «Узнай по описанию», «Найди отличия», «Назови части растений» и т. д.
А когда мы начали создавать домик для рыбок – это вызвало огромный интерес у детей. Сначала мы ходили на экскурсию, рассматривали иллюстрации и картинки рыб, растений и других подводных обитателей. И после длительных приготовлений, в процессе которых дети узнали, что камешки в воде становятся разными по цвету, что сначала раскладывают камешки, а потом наливают воду (если сделать наоборот, вода станет мутной, что вода из-под крана для рыбок не годится. Надо отметить, что в процессе этой работы дети задавали очень много вопросов. А почему? А зачем нужно так делать? и т. д.
Надо подчеркнуть, что аквариум не является предметом обстановки, это результат труда и совместной деятельности детей, в процессе которой расширяется кругозор ребенка, формируется бережное отношение к миру.
Но не через один аквариум формируется бережное отношение ко всему живому и прекрасному. Не нужно забывать и о цветах. Ведь они украшают помещение, являются источником радости для всех, способствуют расширению представлений о мире растений. И когда я спрашиваю у своих ребят, какой водичкой можно поливать цветы, они, перебивая друг друга, очень эмоционально стараются высказаться.
Очень большое значение для познавательного развития детей данного возраста имеют загадки. Положительное влияние загадок на развитие детей дошкольного возраста подчеркивают психологи. Использую особый вид загадок – двигательные. В основе этих загадок лежит демонстрация способов действия с предполагаемым предметом, наименование которого должны угадать дети.
Этот вид загадок пользуется большим успехом у наших детей, они очень любят повторять за мной движения.
Загадки-движения использую в блоке специально - организованной и совместной деятельности. В данное время дети показывают движения вместо меня. Их движения просты и незамысловаты, но зато как развивается при этом их воображение и память! Я стараюсь усложнять этот вид загадок, они приносят большую пользу для детей.
«Путаницы», как и загадки, являются уникальным способом развития маленьких детей. В веселой, занимательной форме они помогают детям осознать различные признаки предметов, явлений, их взаимосвязь с окружающей действительностью. Показывая различные предметные картинки, например, мебель, я говорю: «На диване мы едим?» Ребята незамедлительно и бурно реагируют, перебивая друг друга: «Нет, нет, мы едим за столом, а на диване мы сидим и лежим». Некоторые начинают развивать эту тему. Так дети подчеркивают свою компетентность в данном вопросе. «Путаницы» могут быть самые разные. Я даже использую картинки-путаницы, но все, же ребята очень любят и словесные «путаницы». Как и загадки-движения, «путаницы», рисованные проблемные ситуации я стараюсь использовать как можно чаще. Они расширяют кругозор ребенка, развивают его, знакомят с предметами и объектами, с их функциями и назначением.
У воспитателя не всегда есть возможность повести детей на экскурсию, но при внимательном отношении родителей, каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств, главное, чтобы родители обращали внимание, на окружающий мир, задавали вопросы.
Главная задача детского сада сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи.
Но достигнуть успеха в познавательном развитии лишь за счет педагогического воздействия на ребенка невозможно. Нужно еще создавать условия, побуждающие детей к самостоятельной познавательной активности. К ближайшему окружению ребенок быстро привыкает и теряет к нему интерес. Это приводит к тому, что познавательная активность не развивается, а наоборот снижается. Чтобы этого не произошло, нужно знакомить детей с новыми объектами и явлениями, которые побудили бы их мыслить. Для этого не реже одного раза в неделю мы выводим детей за территорию участка. Хочу отметить, что дети с нетерпением ждут и любят такие прогулки. Места для прогулок я выбираю сама, но как бы советуюсь с детьми. Любят они выходить с той стороны, где виден перекресток и мигающий светофор. Чтобы закрепить знания о светофоре использую дидактические игры «Веселые перекрестки», «Дорожная азбука» и т. д., разучиваем стихи, рассматриваем различные плакаты.
Однажды по дороге мчалась пожарная машина с сиреной, и они спросили, куда она так спешит. Тут они начинают высказываться, развивать свои мысли. Дети потом еще долго говорили о пожарной машине в группе и всем рассказывали, куда они ходили и что видели. Для закрепления знаний о пожарной безопасности использую дидактические игры «Найди лишний предмет, который может стать причиной пожара» (кипятильник, расческа, кастрюля, спички, шкатулка) или «Найди лишний предмет, который не может стать причиной пожара». И когда в группе мы рассматривали пожарную машину на картинке, то у детей получался хороший описательный рассказ, состоящий не только из слов о том, что это машина, и она едет тушить пожар. Дети говорили о том, что пожары возникают из-за того, что кто-то играл со спичками или не выключил телевизор и т. д. Один выход за пределы участка дал пищу для размышлений и побудил детей мыслить, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями. Нужно только, чтобы всегда был рядом взрослый, готовый в любую секунду объяснить правильно и помочь во всем разобраться.
Детям очень нравится, когда в сказочной форме я передаю некоторые сведения об окружающем, то есть использую познавательные сказки.
За время работы с детьми выделила еще один важный способ, побуждающий к самостоятельной познавательной активности. Это экскурсии. Но так как поблизости нашего дошкольного учреждения не так много объектов для наблюдения и учитывая возраст детей, больше внимания было уделено экскурсиям по территории детского сада, чем за его пределами. Мы с большим удовольствием проводили экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет, к старшему воспитателю, в методический кабинет, в планетарий, музей.
Все действия работников детского сада вызывают у детей огромный интерес и наблюдая за взрослыми со стороны, некоторые их действия ребята потом переносили в игру. Ведь именно через игру ребенок овладевает некоторыми способами действия, и через игру можно передать много интересного и полезного материала для детей. Потому что игра – основной вид деятельности и универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка.
Если материал преподносится в игровой форме с использованием игровой мотивации, то он лучше усваивается и, главное, вызывает огромное удовольствие и радость у детей. Приходится тщательно продумывать игровую мотивацию, ставить перед детьми серьезную игровую задачу. Для этого я разработала подборку игровых ситуаций, которые можно использовать в различных видах деятельности.
Игровые ситуации хорошо использовать на занятиях рисования, лепки или конструирования. Дети привыкают решать проблемные задачи, в них воспитывается готовность всегда прийти на помощь.
Для того, чтобы правильно организовывать познавательные и развивающие игры, воспитатель должен в какой-то мере экспериментировать и чутко реагировать на состояние своих детей. Только тогда он сможет определить, что детям интересно, а что – скучно.
Для хорошей подготовки ребенка к школьному обучению, провожу семинары с родителями по использованию дидактических игр.
Рекомендую родителям специальную литературу по этой проблеме, также рекомендую изучить индивидуальные способности своих детей. Например, слишком возбудимым, подвижным детям рекомендуется использовать настольно-печатные игры, такие, как «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией на слово следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решения игровой задачи, например, «Кто быстрее назовет», «Скажи наоборот», «Добавь слово» и др.
Знакомлю их с конкретными играми, с правилами, действиями, они должны знать ход игры, какой материал используется в данной игре.
Рекомендую раскрыть возможности использования в играх природного материала.
В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использую в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус», семена кустарников, деревьев («Чьи это детки?», предметы обихода («Покажи, о чем я скажу», игрушки («Кто скорее соберет пирамидку») и т. д.
Для игр с детьми рекомендую использовать словесные игры. Они хороши тем, что не требуют особых усилий для их проведения, надо лишь приобрести сборник таких игр, в них можно выбрать любую игру в соответствии с обстоятельствами: местом игры, количеством участников, их индивидуальными особенностями.
Родители могут поиграть с детьми в игру «Отгадай, откуда этот герой» или провести викторину по сказкам, в которой в 2-х, 3-х предложениях дети рассказывают о названиях сказки, её героях.
Родителям предлагаю изготавливать некоторые настольно-печатные игры дома, в семье, привлекая к этому и детей.
Советую дома играть в разрезные картинки в любом возрасте, для старших дошкольников количество частей увеличивают.
Дети стремятся к познанию нового, и нужно приложить все усилия, чтобы воспитать достойных людей нашей страны.