МААМ-картинки

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

Шуляк Жанна
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

Интеграция – это результат процесса объединения, т. е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого.

Социологический словарь

Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. Особую роль в этом играет интеграция учебного процесса.

Существует несколько уровней интеграции содержания учебного материала, применяемых в современной школе. Практика работы в системе специального образования показывает, что одним из направлений повышения качества образования особого ребёнка является реализация межпредметных связей на уроках.

Публикация «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе» размещена в разделах

Цель обучения – дать осознанные, систематические и прочные знания. Основная методическая закономерность усвоения знаний заключается в планомерном образовании понятий у учащихся в процессе их обучения. Межпредметные связи предполагают согласованность сроков изучения тех или иных материалов, входящих в программу различных дисциплин, и опору во время занятий на знания и умения учащихся, полученные на других уроках. Т. о., используя межпредметную интеграцию, учитель готовит учащихся к восприятию новых понятий, закрепляет ранее изученное, даёт дополнительные сведения, показывает связи, выделяет общее и определяет различия.

Кроме того, в коррекционной школе особо важным является формирование обобщённых учебных умений, равно необходимых при обучении каждой школьной дисциплине :

умение выслушивать учителя,

понимать и запоминать его сообщения,

направлять и удерживать внимание на учебном объекте и т. д.

А также формирование необходимых при обучении личностных качеств :

исполнительность,

положительное отношение к учителю и т. д.

Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД, потому что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, но и формирование свойств личности учащихся, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять их познавательное развитие.

В специальной школе большинство учебных предметов связано между собой сходством изучаемого материала. Они опираются на сведения, получаемые из смежных дисциплин. Особенно важна связь общеобразовательных предметов с трудовым обучением (ремеслом, так как она даёт возможность непосредственной подготовки учащихся с особенностями в развитии к социальной адаптации и дальнейшей их интеграции в общество.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в один урок включается эпизодический материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого.

Структура уроков с использованием межпредметных связей отличается от обычных уроков :

предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала различных предметов на каждом этапе урока;

большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

На уроках объединяются знания двух, трёх различных предметов. Практика подтверждает, что хорошее основание для проведения интегрированных уроков даёт сочетание таких предметов, как: чтение – письмо – развитие устной речи, чтение - письмо – СБО, ИЗО – развитие у. речи – коррекционные занятия, ремесло – - чтение - развитие у. речи, ремесло – коррекционные занятия. В основе данных уроков – близость содержания тем интегрируемых предметов и их логическая взаимосвязь, что позволяет учащимся перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. В дальнейшем это способствует формированию системы связей обучающихся с ОВЗ с окружающим миром, обеспечению их правильной ориентировки в нём.

Так, для того, чтобы учащиеся коррекционной школы успешно овладевали знаниями, умениями и навыками на уроках письма и чтения, осуществляется тесная связь с другими предметами и, в особенности, с трудовым обучением. На занятиях ремесла ученики выполняют различного рода записи, которые, с одной стороны, помогают закрепить в их памяти учебный материал по трудовому обучению, а с другой – служат упражнениями для развития письменной и устной речи. Помимо коммуникативной ведущую роль здесь играет регулирующая функция речи, которая проявляется в процессах организуемой деятельности: в анализе её условий, формировании образа объекта труда, планировании и контроле практических действий. Например, называние частей и элементов изделия при осмотре образца работы даёт возможность учащимся создать в памяти более точный и дольше сохраняющийся образ предмета. Преодоление недостатков регулирующей функции речи осуществляется путём пополнения активного словаря учащихся и развития их умения посредством слова отражать свойства предметов и процессы труда. Словарь учащихся на уроках трудового обучения пополняется такими словами и выражениями, которые дают возможность охарактеризовать объект труда или технологический процесс. Например, школьники, которые занимаются декоративно-прикладным творчеством, часто изготавливают изделия из деталей определённой формы. При описании формы составляющих этих изделий используются геометрические термины (круг, шар, квадрат, куб и т. д., а так же слова и выражения (на одном уровне, на одинаковом расстоянии, расположены симметрично и т. д.). Т. о., благодаря внедрению интегрированного обучения в педагогический процесс, появилась возможность дать ученикам необходимые знания по письму и чтению, развитию устной речи с привлечением таких предметов, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество (ремесло, хозяйственно-бытовой труд, социально-бытовая ориентировка, коррекционные занятия и др.

В настоящее время не создана и не отработана технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство учителя. В связи с этим данная проблема не теряет своей актуальности для специального образования.

Чтобы повысить интерес моих учеников к учёбе, добиться большего воспитательного эффекта в обучении, использовала интеграцию внутрипредметного уровня и межпредметные связи на своих уроках. Для этого:

- изучила практический опыт работы учителей Мурманской области и страны по реализации межпредметных связей в обучении,

- выявила организационно-педагогические условия для наиболее эффективной реализации межпредметных связей в современной коррекционной школе,

- проанализировала учебно-тематические планы и методические материалы по смежным предметам,

- выделила межпредметные знания по темам программ и определила содержание межпредметных связей из других учебных предметов,

- провела тематическое планирование межпредметных связей в узловых учебных целях.

Практическая значимость моей работы заключается в создании серии интегрированных уроков в коррекционной школе, как эффективной формы обучения, развития и воспитания школьников с ОВЗ.

Работа по осуществлению межпредметных связей в 6б-8в классе-комплекте велась систематически и целенаправленно в течение 2019 -2020 учебного года. Реализация МПС на уроках способствовала повышению познавательной активности учащихся с выраженными интеллектуальными нарушениями, более прочному усвоению и запоминанию ими содержания изучаемого материала. Проведённые интегрированные уроки способствовали эмоциональному развитию личности подростков с ОВЗ, формированию их творческого мышления, снятию перенапряжения, перегрузки, утомлённости детей за счёт переключения их на разнообразные виды учебной деятельности.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Физкультурный досуг в детском саду как одна из форм двигательной активности детей Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Индивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детейИндивидуальный альбом как одна из форм закрепления знаний об эмоциях у детей Добрый день, уважаемые коллеги! Я неоднократно писала о том, что большое внимание во взаимодействии с детьми уделяю их эмоциональному развитию.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детейСоставление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Интегрированный урок «Мощность» (физика-информатика) Цели урока: познавательная: получить знания о мощности как о физической величине; развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе
Опубликовано: 20 мая 2020 в 18:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД