Лучший педагог года

Проект «Дорога добра». Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

Вера Сигаева
Проект «Дорога добра». Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

Проект : «Дорога добра»

Тип проекта : инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Вид проекта : долгосрочный.

Возраст: старшая, подготовительная группы детского сада.

Срок реализации проекта : с июня 2016 года по май 2018 года.

Проблема: негативное отношение к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Проект „Дорога добра“, Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» размещена в разделах

Актуальность проекта :

• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

• в получении образовательного и социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками.

Цель проекта :

Научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном ребёнке» – обычного.

Задачи проекта :

1. разработка и апробация программы «Дети двойной исключительности» для детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;

2. апробация и реализация технологий «Пусть дети учат друг друга», «Трио», позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;

3. проведение мониторинга межличностных взаимоотношений воспитанников в группе, эмоционально-личностной сферы ребенка, проверку психологической комфортности пребывания ребенка с ОВЗ в группе детского сада.

4. формирование информационного, научно-методического фонда, обеспечивающего реализацию проекта;

5. формирование мотивационной, теоретической готовности воспитанников, родителей, воспитателей, к развитию основ толерантности;

6. проведение мониторинга эффективности реализуемых технологий.

Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители (законные представители) дошкольников, педагоги.

Предполагаемый результат:

I. изменение социального статуса воспитанника с ОВЗ в группе;

II. создание благоприятного микроклимата в группе дошкольников;

III. гуманное отношение старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ.

Предварительная работа:

Изучение литературы по развитию толерантности у старших дошкольников; сбор научно-методической информации по формированию толерантности у старших дошкольников; изучение опыта работы групп комбинированной направленности по формированию толерантного отношения к воспитанникам с ОВЗ; прохождение курсов повышения квалификации по программе «Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» в объеме 72 часов.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач, предварительная работа, составление адаптированной рабочей программы.

№ Мероприятия ответственные

1. Организация консультаций с педагогами детского сада по развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве. Сигаева В. А. воспитатель

2. Подготовка документации по проекту :

• разработка адаптированной рабочей программы «Дети двойной исключительности» для детей с ОВЗ в общеобразовательном дошкольном учреждении;

• подготовка памяток о толерантном отношении к детям с ОВЗ в общеобразовательном дошкольном учреждении;

• подбор наглядного и иллюстративного материала о понятии «толерантность» для дошкольников и родителей;

• разработка календарно-тематического плана совместных занятий «Трио» (воспитанник с ОВЗ-родитель-воспитатель).

Сигаева В. А. воспитатель

Дробышева Е. В. старший воспитатель

Сигаева В. А. воспитатель

Сигаева В. А. воспитатель

3. Анкетирование родителей на предмет отношения их к инклюзивному образованию. Сигаева В. А. воспитатель; Федяинова И. И. воспитатель

4. Консультация психолога МАОУ СОШ № 12 по развитию толерантности старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ. Психолог МАОУ СОШ № 12 Загарских Т. В.

II этап. Информационно-исследовательский, практический.

Период работы второго этапа проекта : с 1 сентября 2016 года по 31 мая 2018 года.

Практическая работа строится по пяти направлениям:

№ п/п Направление работы Периодичность Ответственный

1 Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» 4 раза в месяц Сигаева В. А., воспитатель

2 Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» по технологии «Пусть дети учат друг друга» 1 раз в месяц Сигаева В. А., воспитатель

Федяинова И. И., воспитатель

3 Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) 2 раза в месяц Сигаева В. А., воспитатель

4 Работа с родителями всех воспитанников группы 1 раз в месяц Сигаева В. А., воспитатель

Федяинова И. И., воспитатель

5 Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) 1 раз в месяц с чередованием мультфильмов и аудиокниг Сигаева В. А., воспитатель

Полякова М. С., воспитатель

Чтобы научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном» ребенке обычного, целесообразно использовать две педагогические технологии: «Пусть дети учат друг друга» и «ТРИО».

Технология «Пусть дети учат друг друга» заключается во взаимном обучении, когда один воспитанник («обучающий») учит другого («учащегося») под наблюдением педагога. Эту технологию можно использовать при обучении по разным образовательным областям : «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Познавательно развитие». Данную технологию эффективно применять в качестве инструмента на этапе закрепления полученных навыков и знаний.

Обычно более успешный воспитанник учит менее успевающего воспитанника примерно одного с ним возраста. Еще один вариант – взаимное обучение в условиях группы, когда все воспитанники в группе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся.

Следует также отметить, что воспитанники с особыми образовательными потребностями, выступая в роли обучающих, могут повысить самооценку и добиться лучших успехов в освоении программы, особенно если работают с младшими воспитанниками.

При применении данной технологии «особенному» воспитаннику уделяется больше индивидуального внимания, работа выполняется на его собственном уровне, упражнения повторяются, есть немедленная обратная связь, поддержка со стороны сверстников и дополнительное время для выполнения упражнений. А так же «обучающие» воспитанники закрепляют и расширяют собственные навыки, повышают уровень уверенности в себе и чувствительность к потребностям других. Педагогу это позволяет повысить уровень сотрудничества в группе и дает дополнительное время для занятий с другими воспитанниками.

Технология «ТРИО» направлена на совместную деятельность ребенка, педагога и родителей, которая помогает родителям выбрать правильную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ, вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Для воспитанника с ОВЗ занятия по данной технологии повышают самооценку, обеспечивают эмоциональное благополучие, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Для педагога регулярные контакты с родителями повышают уровень ответственности за обучение воспитанников и педагогической компетенции во взаимодействии с родителями.

Перспективный план реализации проекта (образец)

№ п/п Направление работы Мероприятие Цель

Сентябрь 2016 год

1 Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» «На морском дне» Расширение и закрепление математических представлений через создание и решение проблемных ситуаций.

«Приключения Колобка» Развивать связную и интонационную выразительность речи у ребенка с ЗПР, его эмоционально волевую сферу.

«Не обижайте муравья» Развивать умение логически мыслить, представлять воображаемый объект.

«Страна умных игр» Учить ребенка играть в дидактические игры.

2 Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» «Знакомство»

Определить эмоциональное состояние ребенка в семье, в детском саду, на момент прихода и ухода из детского сада.

3 Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) «Совместный рисунок» Актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми.

«Слепой и поводырь» Способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.

4 Работа с родителями всех воспитанников группы Родительское собрание на тему «Инклюзивное образование» Погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и обучения.

5 Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) Просмотр мультфильма «Чучело-мяучело» Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, отзывчивость, милосердие.

III этап. Обобщающий.

Таким образом, в проектной деятельности ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образовательный и социальный опыт вместе со сверстниками. На протяжении всего времени проведения проекта меняется социальный статус воспитанника с ОВЗ среди воспитанников группы с положительной динамикой.

По окончании проекта выпускники детского сада будут знать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.

Родители воспитанников группы будут ознакомлены с результатами контрольной диагностики на итоговом родительском собрании в мае 2018 года.

С помощью проекта по развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве воспитанники смогут понимать

друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей;

проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают

другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать

чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Все это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве ДОУ Надо сказать, что в обществе, когда информация становится особой ценностью, а информационная культура человека-определяющим фактом профессиональной.

Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиление внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим.

Характеристика общественного участия в управлении реализацией конкретной инновации на уровне образовательной организации Роль общественности Форма участия Функции общественности Технологии реализации Эффекты «управляющий» управляющий совет обеспечении реализации.

Инновации предметно-пространственной среды в группеИнновации предметно-пространственной среды в группе Сухой бассейн У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе.

Инновации в процессе обучения и воспитания Инновации в процессе обучения и воспитания Доклад на педагогическом совете В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Линейка-трафаретка, как помощь в развитии ориентировки в двухмерном пространствеЛинейка-трафаретка, как помощь в развитии ориентировки в двухмерном пространстве ЛИНЕЙКА – ТРАФАРЕТКА Цель: Способствовать развитию ориентировки в двухмерном пространстве у старших дошкольников. Умственное развитие.

Новогоднее путешествие обезьянки Малышки. Автор Лямин Саша, 6 лет. Новогоднее путешествие обезьянки Малышки. Жила была в жаркой Африке маленькая обезьянка по имени Малышка. Обезьянка как обезьянка, только.

Система развития речи детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ В статье предпринята попытка отразить основные компоненты системы развития и коррекции речи детей в образовательном пространстве дошкольного.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дорога добра». Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 13:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД