Получи документы

Информационно-творческий проект «Как хлеб на стол пришел»

Ирина Мартынова
Информационно-творческий проект «Как хлеб на стол пришел»

Информационно-творческий проект «Как хлеб на стол пришел»

Автор: Мартынова Ирина Валерьевна, воспитатель1 категории

Организация: МКДОУ детский комбинированного вида «Медвежонок»

Населенный пункт: Новосибирская область, д. п. Кудряшовский

Тип проекта : информационно-творческий

Вид проекта : групповой

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Возрастная группа: дети 6-7 лет

Публикация «Информационно-творческий проект „Как хлеб на стол пришел“» размещена в разделах

Участники: педагоги, дети и их родители

Актуальность:

Хлеб-символ благополучия и достатка. Ему отводят главное место на столе и в будни, и в праздники. Ценность хлеба неизмерима. Многие дети относятся к хлебу небрежно : бросают недоеденные куски на пол, крошат, лепят из хлеба фигурки, отказываются есть хлеб. Поэтому возникла необходимость обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на столе, дать представление о его полезности для здоровья.

Цель: сформировать представление о ценности хлеба, привить уважение к труду людей, которые растят и пекут хлеб.

Задачи:

- сформировать представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

- познакомить с профессиями людей, которые растят и пекут хлеб;

- расширять представление о многообразии хлебобулочных изделий;

- воспитывать бережное отношение к хлебу.

Линии развития личности:

- познавательно-речевое развитие дошкольников,

- социально-личностное развитие дошкольников,

- художественно-эстетическое развитие дошкольников

Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Организационные формы работы дошкольников над проектом :

- организованная образовательная деятельность,

- экскурсия,

- игровая деятельность,

- продуктивная деятельность,

- чтение художественной литературы,

- рассматривание иллюстраций и репродукций картин,

- совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Презентация «Откуда к нам хлеб пришел»

Методы и приемы:

- сбор и обработка информации,

- работа с литературой,

- беседа,

- наблюдение,

- творческая работа.

Содержание работы:

Познавательно-исследовательская деятельность

Игровая деятельность:

- дидактические игры: «С какой начинкой пироги?», «Разложи по порядку», «Назови профессию», «Что лежит в моей корзинке?», «Чего не стало?»;

- сюжетно-ролевые игры: «Хлебный магазин», «Семья»;

- подвижные игры: «Что мы делали -не скажем, а как делали -покажем», «Каравай», «Пахари и жнецы».

Чтение литературы:

- р. н. с. «Крупеничка», укр. н. с. «Колосок», бел. н. с. «Легкий хлеб», Я. Аким «Хлеб», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Е. Благинина «Песенка о колоске», Д. Биссет «Про лужу и булочку с изюмом», А. Владимиров «Земля на зернышке стоит»; пословицы, поговорки, загадки о хлебе.

Знакомство с произведениями искусства:

Рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Рожь», И Машков «Снедь московская. Хлебы», Г. Мясоедов «Косцы», Т. Яблонская «Хлеб».

Продуктивная деятельность

- рисование «Хлебный колосок»;

- аппликация «Мельница»;

- конструирование «Торт» (моделирование).

Работа с родителями

- приобщение к подбору пословиц, поговорок и примет о хлебе;

- консультация «Берегите хлеб»;

- участие в составлении словаря о хлебобулочных изделиях.

Реализация проекта

Подготовительный этап:

-определение уровня знаний детей о труде хлеборобов;

- определение темы проекта, задач, стратегии и механизмов;

- создание развивающей среды.

Основной этап

Задача: активизировать познавательный интерес к выращиванию и производству хлеба; сформировать ценностное отношение к хлебу.

Содержание работы:

Познавательное развитие:

- беседы: «Как правильно вести себя за столом», «Машины для полевых работ», «Об уважительном отношении к хлебу»;

- ООД: «Из чего хлеб пекут, «Полевые работы»;

- экскурсия на кухню ДОУ («Выпечка пирожков»).

Речевое развитие:

- ознакомление с пословицами, поговорками о хлебе, загадывание загадок о хлебобулочных изделиях;

- составление рассказов из личного опыта: «Что пекут в моей семье»;

- проговаривание скороговорок о хлебе.

Рисование: «Хлебный колосок»

Аппликация: «Мельница»

Конструирование: «Торт» (моделирование).

Заключительный этап

- фотовыставка «Хлеб всему голова»;

- оформление альбома «Словарь хлебобулочных изделий».

Ожидаемые результаты

Дети:

- формирование представлений о ценности хлеба;

- систематизация знаний: о профессиях людей, которые растят и пекут хлеб, о видовом разнообразии хлебобулочных изделий;

- повышение уровня культуры приема пищи.

Родители:

- повышение уровня приема пищи в кругу семьи;

- установление партнерских взаимоотношений с детьми в ходе совместной деятельности.

Педагоги:

- распространение и обобщение опыта;

- разнообразие форм работы по познавательному развитию детей.

Перспективы проекта : планирование и разработка проекта «Традиции русского гостеприимства».

Список использованной литературы:

1) Т. А. Шорыгина - «Беседы о хлебе»,- «Сфера» - М,-2016;

2) Алексей Владимиров - «Земля на зернышке стоит»,- «Детская литература» - М,-1984.

Сценарий

I. Организационный момент.

Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки. Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок.

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушёл.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок) Слайд №2

- В руки вы его берите, своё имя говорите,

Чтоб румяный колобок познакомиться с вами мог.

II. Объявление темы

- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

- Отгадайте загадку и узнаете, в какое путешествие мы с вами отправимся

Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб) Слайд №3

- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.

- Вместе со мной к вам на классный час пришел Колобок. О чём он думает?

- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему.

- А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок – это хлеб)

III. Основная часть

1. Из истории хлеба.

- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен. Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. Слайд № 4

А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб». Слайд №5

- Может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение о хлебе?

Вот он, хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

2. «От зерна до каравая»

- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.

Есть пословица в народе:

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

- Ребята, а давайте вместе с нашим Колобком отправимся в путешествие и проследим за рождением хлеба

Слайд №6

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в открытое окно –

Сеют сеялки зерно.

Сколько в это зернышко

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер, да вода.

Слайд №7

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал Золотистой стеною

Слайд №8

И слышит страна –

За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны!

Слайд №9, 10

Хлеб созрел,

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас,

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно, отдохнуть

И опять собраться в путь.

Слайд №11,12

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

Слайд №13,14

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит хлеб.

Этот сказочный завод

Всё, что хочешь, испечёт.

Целый город угостит,

Был бы только аппетит!

Слайд №15

Вот теперь- то хлеб готов!

Его грузят по машинам

И развозят в магазины.

3. Игра «Откуда пришёл хлеб

- А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить картинки в правильном порядке. Слайд№16

- Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?

- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.

4. Физкультминутка.

«Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями)

- Представьте, что вы зёрнышки…

Посадили мы зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зернышко –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

5. Беседа о профессиях.

- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.

- Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол?

- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?

- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?

- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице?

- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?

- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?

- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т. д.)

6. Работа по формированию бережного отношения к хлебу.

- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.

- Давайте заглянем в школьную столовую.

Сценка «В столовой»

Реквизит:

«Булочки» из пенопласта или поролона.

Несколько стаканов компота.

(Звенит звонок.)

1-й ребенок: Перемена! Скорее в столовую!

(Три или четыре человека рассаживаются за стол. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.)

2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!

3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!

4-й ребенок (тот, кто баловался) : Мне забавно одному?

1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!

Дети разбегаются.

- Мальчик в этой сценке бросался не хлебом, а кусочками поролона. Но что бы вы сказали, если бы кто-нибудь на самом деле позволил себе поднять руку на то, что даётся человеку ценой больших усилий? (Ответы детей)

- Давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ваши одноклассники и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.

Чтение стихотворения «Хлеб»

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб – это жизнь

А не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб воевали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли

В слове народная мудрость таится

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

- Чем же является хлеб для нас? (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)

- Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб – богатство)

- Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)

- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом : Правила обращения с хлебом. Слайд №17

Бери хлеба столько, сколько съешь.

Не играй с хлебом.

Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

7. Беседа о военном хлебе.

-А теперь Колобок хочет, чтобы я поведала вам о военном времени, о военном хлебе. Звучит запись Бетховена «Лунная соната»

1941 год… Слайд №18

В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски.

Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!

В дыму Ленинградское небо

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.).

- А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей)

- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…

- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.

- Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.

- Ребята, Колобок просит вас ещё раз повторить и запомнить основные правила обращения с хлебом.

(заучивание детьми хором)

Хлеб наш берегите!

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте!

С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!

Берегите хлеб, друзья!

8. Конкурс «Испеки хлеб» / Загадки.

- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие? (Две девочки выходят)

- Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:

мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста, масло, помидоры, вода, молоко.

- Девочки, из чего получился хлеб? (Ответы детей)

Хорошо вы потрудились.

Вот награда – каравай!

Хлебом-солью угощай!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

(Девочка подносит гостям каравай на блюде с рушником)

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

IV. Рефлексия

- Вот и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен. Слайд №19

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чем вам запомнилось наше путешествие?

- Как приходит хлеб к нам?

- Как нужно к нему относиться?

- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб! А я вас всех приглашаю на чай

V. Чаепитие.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для средней группы «Как хлеб к нам на стол пришел» Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб к нам.

Конспект занятия «Как хлеб на стол пришел» Цели: Обобщить у детей знания о том, откуда берётся хлеб. Уточнить, люди каких профессий трудятся для выращивания зерна на полях и выпекания.

«Как хлеб на стол пришел». Досуг для подготовительной к школе группы Задачи: 1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. 2. Расширять у детей знания и представления.

Конспект ООД «Как хлеб на стол пришел» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - Обогащать представления детей о последовательности выращивания.

Конспект открытой НОД по окружающей действительности в средней группе «Как хлеб на стол пришел»Конспект открытой НОД по окружающей действительности в средней группе «Как хлеб на стол пришел» Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие., Задачи: - Развивать элементарные представления.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел!» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Как хлеб на стол пришел!» Цель: формирование представления.

Краткосрочный проект в старшей группе «Как хлеб на стол пришел»Краткосрочный проект в старшей группе «Как хлеб на стол пришел» 16 октября отмечается Всемирный день Хлеба. Хлеб. что может быть важнее! Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших,.

Лучший конспект занятия по речевому развитию «Откуда, к нам хлеб на стол пришел» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 72 городского поселения Петров Вал Камышинского.

Конспект НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»Конспект НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел» Возрастная группа: подготовительная. Тема НОД: «Как хлеб на стол пришёл» Цель: создать условия для ранней профориентации детей старшего.

НОД в средней группе «Как хлеб к нам на стол пришел. Путешествие жаворонка пшеничного» Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Задачи: Обучающие: 1.. Расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационно-творческий проект «Как хлеб на стол пришел»
Опубликовано: 10 января 2018 в 16:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД