Лучший педагог года

Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей

Светлана Кашкаха
Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей

Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей

Создание потребности подражать слову взрослого - ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми (возраст от 1года до 2,5 лет). Необходимо отметить, что развитие речевого подражания - естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов. При этом не следует впадать в другую крайность — расширять и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.

Публикация «Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей» размещена в разделах

Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «попугайного» повторения- воспроизведения слов без подлинного осмысления.

Этапы развития речевого подражания :

Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре.

Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных - му, ав-ав, мяу и др. ; подражания звукам музыкальных игрушек - бом-бом, ду-ду, динь-динь и др. ; подражания транспортным шумам - би-би, ту- ту и др., а также другие аморфные слова : малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.

Повторение слов. Вначале это простые короткие слова — мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов : не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий, так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи : чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайка. Ваня хороший.

Хотелось бы более подробно остановиться на том, что же такое аморфные слова. Аморфные слова — это грамматически неизменяемые слова-корни. Помимо правильно произносимых слов (обычно это простые, Доступные по артикуляции для ребенка слова -мама, папа, дай, на, дай т. п.) в ходе нормального развития речи и в случаях нарушенного

речевого развития в детской речи присутствуют «аномальные слова» :

При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы» : он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме.

В каких ситуациях можно вызывать речевое подражание ребенка? Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных игр и занятий, во время чтения стихов, загадок, пения песен.

Варианты речевого подражания в перечисленных ниже играх предлагаются в такой последовательности: звуки- аморфные слова- слова- фразы.

Игры для развития общего и речевого подражания

«Самолёты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука У.

Ход игры : Предложите детям поиграть в самолётики.

- Послушай стихотворение про самолё т:

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

- Давай поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

«Машины»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука Ж; слова-звукоподражания БИ-БИ.

Ход игры : Предложите ребенку поиграть в машинки.

-Послушай стихотворение про машину:

«Би-би-би», -гудит машина:

Не поеду без бензина!

-Давай поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»

Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной -крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.

«Поиграем на дудочке»

Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого -повторение слова-звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.

Оборудование: дудочка.

Ход игры : Предложите ребенку «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите

игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее.

-Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? «ДУ-ДУ-ДУ!» Повторяй за мной!

«Дудим» (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.

«Баба сеяла горох»

Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого-повторение аморфного слова ПРЫГ-СКОК; слов БАБА, ШЛА, ГОРОХ, ПОТОЛОК и др. ; фраз БАБА ШЛА, ПИРОЖОК НАШЛА и др.

Ход игры : Предложите малышу поиграть в народную игру «Баба сеяла горох».

-Давайпоиграем в игру «Баба сеяла горох». Слушайте и повторяйте за мной!

Баба сеяла горох:

ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!

(подпрыгиваем на двух ногах)

Обвалился потолок:

(останавливаемся, поднимаем руки вверх,

затем резким движением опускаем руки вниз)

ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!

(подпрыгиваем на двух ногах)

Баба шла, шла, шла,

(идем)

Пирожок нашла.

(останавливаемся, присаживаемся на корточки

и «поднимаем» воображаемый пирожок)

Села, поела,

(«едим» пирожок)

Дальше пошла.

(идем)

«Куколка»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого — повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.

Оборудование: кукла.

Ход игры:

-Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ». Прижав куклу к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом длительный звук А. Ребенок повторяет за взрослым, укачивая свою куколку. Следите, чтобы малыш повторял интонацию напева.

-Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ! Кукла «танцует и кланяется».

-А теперь КУКЛА ПОЁ Т песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Помоги своей куколке потанцевать и спеть песню. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поёт песню?» и т. д.

«Большие ноги идут по дороге»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого -повторение слова-звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т. д. ; физическое развитие.

Ход игры : Предложите ребенку игру «Ноги и ножки».

-Давай поиграем в игру «Ноги и ножки»- будем ходить и бегать. Слушай стихотворение, повторяй за мной!

Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП!

(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ! (говорим тонким голосом, бежим мелкими

шажками)

Побуждайте ребенка выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП В дальнейшем побуждайте ребенка повторять слова и фразы — задавайте вопросы («Что это?» - «ноги», «Какие

ноги?» - «большие ноги» «Что делают ноги?» - «Ноги идут»).

«Неправильная сказка»

Расскажите малышу хорошо знакомую сказку с ошибками. Например, посадил дед не репку, а картошку, колобок встетил в лесу не героев сказки, а лягушку или ежика. Пусть малыш заметит ошибки и скажет вам о допущенных ошибках.

Для малыша речевая активность- огромный труд. Активная речь ребенка, поводы и суть его обращений напрямую зависят от взрослого. Эмоционально богатая, интонационно выразительная речь взрослого заставляет малыша стремится к ее подражанию.

Использованная литература:

1. Громова О. Е. Топ-топ. Бух. Речь, первые глаголы. — М. : Карапуз, 2003.

2. Громова О. Е. Алло! Ляля? Речь, первые глаголы. — М. : Карапуз, 2003.

3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. — СПб. : Союз, 1998

Янушко Е. А. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет. Развитие общего и речевого подражания в играх. - Москва : Теревинф, 20

Публикации по теме:

Кроссворд и ребусы для развития мышления, внимания и обогащения активного словаря детей 6–8 летКроссворд и ребусы для развития мышления, внимания и обогащения активного словаря детей 6–8 лет В данной публикации приведены выдержки из следующих авторских книг, содержащих задания для дошкольников 5-7 лет: - "РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по обучению.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Реферат «Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией» Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.

Игры из бросового материала для развития мелкой моторики и знания основных цветов для малышейИгры из бросового материала для развития мелкой моторики и знания основных цветов для малышей Игры предназначены для детей 1-2 лет. 1. Игра "Надень резиночку" Цель: развитие мелкой моторики, координации рук, закрепление названий основных.

Кружок для детей средней группы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря» Образовательная область: речевое развитие Направление: развитие словаря Цель: активизация и обогащение словаря детей посредством дидактических.

Мастер-класс «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр» Мастер – класс: «Обогащение активного словаря старших дошкольников через использование словесных игр». Автор: учитель-логопед Клочьева.

Методические рекомендации по развитию глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный.

Фольклор как средство развития словаря детей Детский сад – начальная ступень в развитии человека. Это период активного творческого развития ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются.

Педагогический проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря» 1. Анализ ситуации. Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно.

Рекомендации педагогам «Здоровье малышей» Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей
Опубликовано: 20 января 2017 в 21:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД