МААМ-картинки

Игровые технологии с детьми старшего дошкольного возраста

Воронова Наталья
Игровые технологии с детьми старшего дошкольного возраста

«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

А. С. Макаренко

Содержание

1 Что такое игровые технологии в детском саду

2 Актуальность игры

3 Цели и задачи игровых технологий

4 Приёмы игровых технологий

5 Виды игровых технологий в ДОУ

6 Методы игровых технологий.

Публикация «Игровые технологии с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Главное в педагогической работе - выбирать из огромного потока информации и видов деятельности оптимальные, рациональные, доступные для дошкольников средства, чтобы не навредить его здоровью. Опора на различные виды игровой деятельности обеспечивает единство духовно-нравственного, психического и физического развития ребенка, оптимизирует процесс обучения и воспитания. Во многом этим требованиям отвечает принцип игрового освоения ведущей деятельности. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. Игра - это не только ведущий способ образовательной деятельности, но и источник развития ребенка, условие радости и здоровья, а также приспособления к реальности окружающего мира, стремления к мастерству и совершенству. Игра является субкультурой детства, активным средством самосбережения здоровья ребенка и включена в различные виды жизнедеятельности дошкольника.

В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. В работе с детьми я использую игровые технологии, т. к. игра является ведущим видом детской деятельности и средством познания действительности. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе. Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ делает ребёнка более активным, развивает речь, мышление, внимание, память, повышает познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей. Обучение в игровой форме развивает логическое мышление, любознательность, самостоятельность, инициативность, умение устанавливать причинно - следственные связи, способствует физическому развитию.

Цель игровых технологий состоит в интересном и занимательном обучении детей, возможности для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Задачи игровых технологий:

- дидактические: расширение кругозора детей; познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; развитие трудовых навыков;

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, эмпатии, рефлексии (способ для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных ситуаций);

- коммуникативные: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение

общению со сверстниками и со взрослыми, саморегуляции (тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта);

- воспитывающие: воспитание нравственных эстетических и мировоззренческих установок.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В. А. Сухомлинский).

По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:

- дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности, формирование и применение знаний в повседневной жизни;

- воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коммуникативности;

- развивающие: развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, познавательной активности; развитие мотивации к учебной деятельности;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляции, обучение общению.

Приёмы игровых технологий:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

Игровые действия педагог должен объяснить и описать детям понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает детям правила доступным языком без использования сложных предложений и непонятных слов. Чтобы разбудить воображение детей я их увлекаю игровой ситуацией, направляю воображение детей, подсказываю яркие подробности. Условные двигательные образы будят воображение детей, и они с готовностью «превращаются»:

-в любой объект живой и неживой природы: каплю дождя, лист, облако, ручеек, цветок, птицу и т. д. ;

-дети погружаются в различные природные стихии: земли, огня, воды, воздуха и др. ;

-в семечко подсолнуха, желудя и т. п., которые прорастают.

Иногда дополнительным толчком могут стать слова знакомого стихотворения, песни, музыкальное произведение.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие. Дети живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. В работе используются разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки и т. д. Педагог показывает ребёнку, как выполнять задание, и показывает на своём примере, как и что нужно делать.

Практические приёмы тесно связаны с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках и рисунках. Рисование красками помогает детям снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение. С этой целью полезны также игры с песком, водой, пшеном и глиной. По итогам игры дети сами создают лэпбук с полученной информацией. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать атрибуты для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать птиц, делать макеты природного окружения.

Виды игровых технологий в ДОУ:

Педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов;

- группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, направленные на развитие умения владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.

По виду деятельности принято делить игры на двигательные, интеллектуальные и психологические.

Методы работы игровых технологий обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра - незаменимый элемент любого занятия в ДОУ. Игра способствует развитию коммуникативных навыков. Для этого в своей работе я использую коммуникативные и проблемные ситуации, этюды, ситуации невербального общения, игровые развивающие комплексы. Основным методом работы по формированию коммуникативных способностей детей является игра. Игра для ребенка - средство самовыражения, она дает ему возможность «проигрывать» свои чувства и проблемы, здесь он может растормошиться и полностью проявить себя, т. е. ребенку дается возможность проиграть свои чувства напряжения, расстройства, неуверенности, агрессивности, страха, замешательства и запутанности. Проигрывая эти чувства, он выносит их на поверхность, видит их, научается их контролировать или отвергать. Игротерапия помогает ребенку достигнуть эмоциональной устойчивости. Ритмика, лечебная физкультура, игровая терапия, психогимнастика - это средства педагогики, коррегирующие недостаточность познавательной деятельности и поведение ребенка. В работе с детьми по экологическому воспитанию педагогическая игра выступает основным методом обучения. В отличии от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма в НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Я использую игровой прием - получение письма-жалобы от жителей леса, парка, сада. При получении письма дети задумываются о его содержании, какая в письме просьба и почему им надо ее выполнить. Дети начинают обговаривать различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому объекту, как нужно бережно относиться к природе и охранять ее. В НОД «Покормите птиц зимой!» я создала игровую ситуацию - макет дерева с птицами, пригласила детей поиграть с ними. В НОД «Поезд в страну «Здоровье» у детей в игровой форме были закреплены знания о здоровом образе жизни и в зависимости от названия вагончика проводилась дидактическая игра по заданной теме. Дети с удовольствием построили поезд, вспомнили, как надо относиться к своему здоровью и отправились в страну «Здоровье». Игровые обучающие ситуации со сказочными героями: «Айболит осматривает детей», «Незнайка знакомится с миром растений», «Буратино беседует с детьми о цветах» - пробуждают у детей познавательный интерес к миру природы. Игры - путешествия к Огню, Капитошке, Матушке-Земле и другим природным стихиям помогают детям в игровой форме выполнить задачи, поставленные педагогом перед детьми. Игровые упражнения, задания, ситуации активизируют воспитанников, повышают познавательный интерес, вызывают эмоциональный подъем, способствуют развитию творческих способностей детей. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации, строительно-конструктивные игры. Многие строительно - конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Особенно интересны здесь ролевые игры, формирующие у старших дошкольников понимание социальной важности заботы об экологии. Например, игра «Строим город», по итогам которой дошкольники приходят к пониманию, что любое строительство возможно только при соблюдении экологических норм, дети продумывают расположение объектов, а также придумывают сюжеты для жителей городка. Во время постройки корабля дети принимают на себя роль строительных рабочих, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыве они обедают в столовой. Содержанию сюжетно - ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в осенний лес», «Экскурсия в зоопарк», «Игры - путешествия по стране «Здоровье», «Путешествие на Луну», «Поход всей семьей в зоомагазин», «Морское путешествие», «Прогулка всей семьей в парк», «Зоопарк», «Весенние происшествия», «Наша ферма». Детям очень нравится создавать постройки из природного материала. Для обогащения содержания игры можно внести образную игрушку, использовать кукольный театр, разыгрывать с детьми воображаемые сюжеты и сюжеты из жизни, деятельности и поведение ребенка. Детский театр коррегирует поведение детей, страдающих замкнутостью, застенчивостью, речевой заторможенностью. Подвижные и народные игры мы в детском саду используем для развития совершенствования двигательной сферы, коррекции двигательных и личностных нарушений у детей. Релаксация помогает нашим детям восстанавливать физические силы и душевное равновесие. Детям очень нравятся коммуникативные игры «Паровозик», «Звери на болоте», а также коммуникативные упражнения «Животные», «Птичий двор». Дыхательные и ритмические упражнения, речевые игры, пальчиковая гимнастика формируют у детей как двигательные, так и коммуникативные навыки. Все игры можно использовать как в НОД, так и в повседневной жизни. В работе с детьми я использую экологические игры - это игры -перевоплощения, в которых дети превращаются в разных животных и растения, отождествляют себя с каким-то природным объектом: «Я-цветок», «Я - ласточка» и т. д. Игры - перевоплощения относятся к театрализованным играм. Они формируют в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После таких игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение друг друга, стараются помочь братьям меньшим. Организовывать данный вид игр можно только после натуралистических наблюдений.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил можно управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Детям нравятся дидактические игры «Кто где живёт», «Чей дом» (об экосистемах и средах обитания, «Что сначала, что потом» (о стадиях развития живых организмов, «Что не так на картинке» (о правилах поведения в природе). Игра «Узнай по объявлению» знакомит детей с особенностями животных и птиц (их внешнем виде, поведении, средой обитания). Дети внимательно слушают объявление и отгадывают, о ком идет речь. Предлагаю детям проблемные игры: «Каждый день идут дожди - это хорошо или плохо?», «Если исчезнут птицы, что будет?», «Что будет, если исчезнут насекомые?». Детям нравится игра «Помоги малышу найти свой дом». Цель игры: развить знания детей о местах обитания различных животных. Игровое условие: животное попало в чужую для него среду обитания. Дети должны выбрать карточки с теми природными объектами, для которых эта среда родная, чтобы они помогли малышу. Выбирать одни и те же карточки несколько раз нельзя. Например, котенок оказался в реке. Для кого эта среда обитания родная? Дети выбирают картинки с разными видами пресноводных рыб. Многие ребята проявляли сочувствие и симпатию к попавшему в чужую среду малышу, переживали за его возвращение домой. Играя с природным материалом, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Нашим ребятам нравятся дидактические игры «От какого дерева листок», «Разложи листья по убывающей величине», «Чудесный мешочек», «Чьи следы?», «Кому какой корм?», «Угадай по запаху», «Тонет - не тонет», «Чей голос?». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде. Дети любят играть в настольно-печатные игры: парные картинки, различные виды лото, домино. В игре «Что растет в лесу» картинки подбираются по общему признаку. Для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, дети прибегают к имитации движений (например, животного, птицы и т. д.). Дети любят играть в словесные игры «Живая и неживая природа», «Кому что нужно», «Отгадай -ка», «Летает - не летает». Весь день детей сопровождается как подвижными, так и народными играми, что способствует укреплению их здоровья, как физического, так и психического. Использование народных игр способствует физическому развитию детей и поднятию радостного настроения. Для старших дошкольников интересны игры - викторины, позволяющие продемонстрировать знания об экологии, в которых элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Одной из форм организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников являются игры «КВН», «Блиц-игра», занятия с использованием социально - игровых методов обучения, когда дети учат друг друга, «Клуб знатоков», «Что, где, когда?». Игры -опыты, игры - исследования, игры - медитации («Я - дождь», «Я - ветер») дают детям новые впечатления, новые эмоции о жизни и труде людей, явлениях природы, ее изменениях. Экологические игры пробуждают у детей интерес к природе и развивают бережное отношение к ней. Игры способствуют проявлению у детей самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильное решение. В этих играх дети используют свой жизненный опыт и отражают то, что их волнует, интересует. Во время КВН «Знатоки природы» и КВН «Знатоки здоровья» дети показали высокий уровень знаний, умение применять свои знания в повседневной жизни. Труд в природе способствует проведению трудовых игр с детьми. Труд в природе сближает детей, воспитывает у них чувство товарищества, коллективизма, что очень важно для межличностного общения детей друг с другом. В работе с детьми я использую трудовые игры, игры - соревнования, игры - шутки для развития психических качеств личности ребенка.

Ожидаемые результаты:

- повышение эффективности процесса обучения;

- активизация познавательной деятельности детей;

- раскрытие личностного потенциала воспитанников, сформированность

умений и навыков дружного коммуникативного взаимодействия;

- реализация личностно - профессионального роста педагогов;

- участие родителей в воспитательно - образовательном процессе ДОУ,

повышение педагогической культуры родителей.

Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, способствует возникновению творчества.

Публикации по теме:

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Игровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещенияИгровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещения Предлагаемые игровые упражнения проводятся на прогулочном участке в зимнее время,подгруппами детей и в индивидуальной работе. Для поощрения.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста (часть1)ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста (часть1) ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СЕНТЯБРЬ. 1. Беседа «Что такое опасность?» Цель. Уточнить и расширить знания детей об опасных ситуациях дома.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2020 в 16:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД