Получи документы

Игровые приемы развития моторки у детей с ТМНР как важнейший элемент подготовки к вхождению в социум

ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Игровые приемы развития моторки у детей с ТМНР как важнейший элемент подготовки к вхождению в социум

Мелкая моторика представляет собой способность выполнять точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем : нервной, мышечной и костной.

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является развитие руки, её умений, то есть мелкой моторики. По умелости детских рук можно сделать вывод об особенностях развития нервной системы и головного мозга. Как вы знаете, мелкая моторика  тесно связана с работой зрительного анализатора и с высшими психическими функциями: памятью, восприятием, вниманием, речью. Особую роль развитие мелкой моторики играет в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Публикация «Игровые приемы развития моторки у детей с ТМНР как важнейший элемент подготовки к вхождению в социум» размещена в разделах

Предметно – практическая деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка. У детей с ТМНР уже на начальных этапах становления их деятельности возникают многочисленные трудности, связанные с особенностями познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, общей двигательной неловкостью, а также с низким уровнем социального развития.  Успехи в обучении неразрывно связано с правильным развитием зрительно-моторной координации и мелкой моторикой кистей рук. Поэтому я предлагаю упражнения на нанизывание. Это игры собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень. С их помощью совершенствуются движение кисти, пальцев. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму, величину, качество предметов (твердые, мягкие, легкие, тяжелые. Предметы падают и  издают звук, стук. На занятиях по развитию мелкой моторики рук ребенок затрудняется в выполнении таких упражнений как:

Игры с различные застежками, сортерами, «бомбошками»,

закрывание отверстий различной конфигурации; игрушки вкладыши

игры с мозаикой;

игры с мелкими и крупными предметами (бусинами, пуговицами, камушками, природным материалом, фасолью) и т. д.

нанизывание колец (даже с большим диаметром) на стержень пирамиды,  на шнурок;

проталкивание предметов в емкость с отверстиями;

выстраивание башенки и дорожки из кубиков;

раскручивание и закручивание крышек, пробок;

изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).

        Развитие мелкой моторики у обучающегося с ТМНР в моей работе проходит не только на коррекционно-развивающих занятиях, но и на других учебных предметах (ИЗО, профильный труд, музыка).

          Свою работу я начала с выявления у моего подопечного зоны актуального развития. Занятия с ним я провожу в основном в форме «рука в руку».  Каждое занятие, я начинаю с пальчиковой гимнастики. Вернее с пальчиковой игры. Это и обычная разминка для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой.

В связи с тем, что ребенок быстро утомляется, часто отвлекается, вношу в занятие много игровых моментов, связанных с любимыми игрушками, озвучиваю их, меняю интонации. Вследствие этого, занятие представляет собой игру, которая состоит из трех частей:

пальчиковые игры; 

дидактические игры и упражнения;       

практическая деятельность.

       Очень важно, по моему мнению, соблюдать требования к организации работы:

Длительность.

Учёт индивидуальных особенностей развития  ребёнка, его потенциальные возможности.

Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.

Многократное повторение.

Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».

Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.

Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки).

Ребёнку  предлагается показ, совместные действия, инструкция.

Обязательное поощрение ребёнка

Для детей с особенностями в развитии характерны замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, отставание в развитии перцептивных действий, неполное фрагментарное восприятие окружающего мира. Они не умеют самостоятельно организовать игровую деятельность.

Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:

скованностью движений и замедленным их темпом;

неловкостью, угловатостью;

отсутствием гибкости и плавности;

недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;

отсутствием направленности на результат;

нарушением  координации движений;

гиперкинезией, синкинезией, тремором.

В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям:

Овладеть навыками, рисования, предметно-практической деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

Лучше адаптироваться в практической жизни;

Научиться понимать многие явления окружающего мира.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группыДидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Методические приемы для развития голоса и музыкального слуха Здравствуйте,уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию методические приемы для развития голоса и музыкального слуха на примере песни.

Семинар для воспитателей «Игровые приемы в обучении изобразительной деятельности дошкольников» Цель: применение игровых приемов в образовательном процессе. Задачи: 1. Показать воспитателям значимость использования игровых приемов в.

Утренняя гимнастика-важнейший компонент двигательного режима детей. Консультация для родителей Ох, как неохотно иногда мы встаем по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежится в постели. Точно также.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Занимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детейЗанимательные игровые упражнения с предметами для развития мелкой моторики у детей Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые приемы развития моторки у детей с ТМНР как важнейший элемент подготовки к вхождению в социум
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 01:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД