Получи документы

Формы и методы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей

Татьяна Викторова
Формы и методы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей

Формы и методы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игровая. По словам В. А. Сухомлинского, «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Публикация «Формы и методы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Творческие игры, к какой категории отнесены и музыкальные игры, составляют самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими играми их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является: отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая творческая игра - это как бы отображение мира в уменьшительном масштабе. Выдающийся писатель и мыслитель М. Горький, сказал, что «игра для детей – это путь к познанию мира».

Благодаря игре у детей расширяется познание действительности, их душевный мир. Значение творческих игр нужно видеть в их глубоком воспитательном воздействии. Характер ребенка в значительной мере формируется в игре и при помощи игр. Поэтому очень важно уделять внимание детской игре, уметь понимать ее смысл, характер и особенности, так как это имеет большое значение для использования ее в воспитании.

О. Ю. Лазарева в своей статье акцентирует внимание на том, что в дошкольных образовательных организациях, в процессе изучения, осваивания, а так же закрепления разных видов музыкальной деятельности с детьми всех возрастных групп обязательно используется музыкальная игра. Все игровые формы, которые используются в процессе проведения музыкальных занятий, содержат набор определенных игровых приемов и способов педагогической работы. Все они направлены на то, чтобы дети могли понимать суть предлагаемых им музыкальных произведений, а так же усваивать художественные особенности этих произведений.

Рассмотрим вопросы применения игровых приемов в процессе занятий направленных на знакомство, разучивание и закрепление музыкальных ритмических движений.

И. Л. Дзержинская обращает внимание на то, что обычно на занятиях с музыкально-ритмическими приемами значительная часть времени посвящена тому, чтобы разучить определенное количество различных движений под музыку. Если такие занятия приобретают систематический характер, то это приводит к развитию не только самих движений (как физического показателя, но и музыкально-слухового восприятия.

Поэтому автор для того, чтобы увеличить эффективность таких занятий предлагает сочетать танцевальные приемы и приемы музыкальных игр и творческих заданий. Необходимо подключать игровые приемы после того, как новое музыкальное произведение уже было прослушано один раз и включается или проигрывается повторно. При первом прослушивании этого делать не рекомендуется, чтобы дети смогли сосредоточить внимание непосредственно на музыке.

Приведем конкретный пример: включается незнакомая новая для детей мелодия польки. Дети просушивают. Затем проводится беседа (опрос, где дошкольники должны определить характер музыки. Например: «Эта мелодия – танцевальная, она веселая, бодрая, поэтому под нее можно танцевать весело и легко».

Затем педагог показывает дошкольникам легкие и подходящие для этой музыки движения. Те, кто хочет из детей могут предложить свои движения, или ритмические рисунки хлопками, притопыванием. Далее педагог предлагает станцевать эти движения и прохлопать (протопать) ритмический рисунок. В танец должна включиться вся группа.

Что касается дошкольников из старших групп, то на занятиях с ними сейчас часто используются музыкальные центры, компьютеры и т. п. гаджеты, при помощи которых дошкольники слушают детские песни с большим удовольствием. Необходимо отметить, что многие дети и придя домой просят родителей включать им детские песни.

О. Ю. Лазарева в своих исследованиях, обращает внимание так же на особую актуальность и значимость использования на музыкальных занятиях музыкальных дидактических игр. При помощи музыкально-дидактических пособий есть возможность оказывать комплексное влияние на дошкольников, и расширить в целом музыкальное восприятие, вызвав слуховую, зрительную и двигательную активность.

На практике музыкально-дидактические игры доказали уже свое неоценимое воздействие. Они показали неограниченные возможности, и открыли для дошкольников свободу применения умений и знаний в жизненной практике. Педагоги, применяя музыкально-дидактические игры преследуют следующие цели:

- формировать музыкальные способности дошкольников, применяя игровую форму;

- учить детей разбираться в соотношении звуков по высоте;

- развивать чувство тембра, ритма, динамического слуха;

- пробуждать самостоятельность.

Музыкально-дидактическая игра включает в себя игровые действия, которые и помогают дошкольникам услышать, различить и сравнивать свойства музыки, в интересной для них форме.

О. Ю. Лазарева обращает внимание на то, что в старших группах дошкольников при помощи музыкально-дидактических игр не только слушают музыкальные произведения, танцуют или поют, но и используют музицирование на детских музыкальных инструментах, игрушках, применяют наглядные пособия (например, музыкальный театр).

В старших группах детских садов применяются сегодня такие музыкально-дидактические игры, как:

- «Вот я иду вниз, вот я иду вверх», «Музыкальная лесенка» - для развития певческих способностей;

-игры-распевки (методическое пособие «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной, как демонстрационный материал) – для тренировки звуковысотного слуха, дошкольники пытаются «услышать движение» музыки вниз и вверх. Пример: дошкольники прослушивают песню «Качели», после чего педагог дает детям задание – определить с помощью отдельного звука «где находятся качели? Вверху или внизу? Дошкольники должны показать соответствующую картинку.

- игра «Где мои детки?» - дошкольники учатся определению высоты звука (отвечают низким или высоким голосам персонажам игры, у мамы голос ниже, у деток - выше);

- распевки «Чики-чики-чикалочки», «Андрей-воробей», упражнение «веселые ладошки» и т. д. – для развития чувства ритма. При выполнении заданий дети пытаются вместе с пение, еще и прохлопать или проиграть ритм попевки на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубны, треугольники);

- музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок» - активизация памяти и внимания (детям проигрываются вступления уже знакомых им песен, они же пытаются понять, какая это песня звучала);

- используется и еще большое количество различных музыкально-дидактических игр.

Хотелось бы отметить и немаловажную роль музыкального руководителя при проведении музыкальных игр. На своих занятиях он должен создать атмосферу комфорта и доверия, в которой ребенок может почувствовать себя музыкантом, а также развивать способность слушать и наблюдать. Музыкальный руководитель должен уметь дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на музыкальных инструментах, а также поддерживать интерес к музыке из занятия в занятие, чтобы это стало непрерывным процессом. Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-игровой деятельности. Перед занятием необходимо стараться объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей»Консультация для родителей «Компьютерные игры для развития музыкальных способностей детей» Консультация для родителей «Компьютерные игры на развитие музыкальных способностей детей» Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей
Опубликовано: 27 января 2023 в 15:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД