МААМ-картинки

Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки

Лаврова Кристина
Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки

Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки

ВВЕДЕНИЕ

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Публикация «Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки» размещена в разделах

Роль музыкального искусства в патриотическом воспитании изучались специалистами в области музыкального воспитания : Ю. Б. Алиевым, О. А. Апраксиной, Д. Б. Кабалевским. Особую значимость в педагогическом аспекте исследования современных педагогов-музыкантов, посвященные влиянию музыкально-художественной деятельности на воспитание младших школьников имеют Э. Б. Абдуллин, Л. А. Безбородова, С. М. Каргапольцев, Л. В. Школяр и др.

Патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры [9].

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм - это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к своей стране и своему гражданству.

Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками [8].

Очень много замечательных песен и музыкальных произведений остались нам от Советской эпохи. Все они некогда были популярны и широко известны в городах и селах нашей необъятной Родины. Некоторые из них и сегодня знают практически все, кто родился и вырос в нашей стране, а другие, наоборот, давно забыты за давностью лет.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".

Три направления в воспитании детей - нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.

Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

"С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни", а еще - с того знакомого с самого детства места, где мы родились, с того города (деревни, где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство.

Современные исследования, посвящаются проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознание ребенком самого себя, как представителя человеческого рода, восприятие детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке). Усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живучим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации - «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Накапливаемый при этом опыт касается как позиции и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Объект исследования – патриотическое воспитание.

Предмет исследования – патриотическое воспитание средствами музыки.

Цель – раскрыть сущность патриотического воспитания младших школьников средствами музыки.

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание»;

2. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

3. Исследовать основные аспекты воспитания патриотизма младших школьников средствами музыки.

Все вышеизложенное послужило основой выбора темы данного исследования. В рамках выпускной квалификационной работы была сделана попытка решить проблему: какие формы взаимодействия воспитателя с семьей можно использовать с целью развития восприятия музыки у детей седьмого года

Предмет исследования: формы организации взаимодействия воспитателя с семьей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года.

Поставлена цель: выявление, теоретическое обоснование и опытная проверка форм организации взаимодействия воспитателя с семьей для развития восприятия музыки с дошкольниками седьмого года.

Была выдвинута гипотеза: работа воспитателя по взаимодействию с семьей с целью обеспечения эффективного развития музыкального восприятия у детей седьмого года будет эффективна при условиях:

использование разных совместных мероприятий педагогов, родителей и детей (музыкальных досугов, игр, развлечений, праздников и др, направленных на развитие восприятия музыки детей седьмого года;

создание музыкально-развивающей среды в группе детского сада и дома;

применение различных форм педагогического общения с родителями с целью их просвещения по вопросу музыкального воспитания детей седьмого года.

В ходе выполнения квалификационной работы решались следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить необходимые сотрудничества детского сада с семьей в музыкальном воспитании детей седьмого года.

2. Изучение особенностей работы по развитию восприятия музыки у детей седьмого года в ДОО.

3. Выявить условия в семье для развития восприятия музыки у детей седьмого года.

4. Выявить уровень развития восприятия музыки у детей седьмого года в МБОУ «Детского сада №103» г. Дзержинск.

5. Доказать эффективное использование воспитателем различных форм взаимодействия с родителями по музыкальному развитию детей седьмого года

6. Проанализировать эффективность опытно-практической работы. Формы сотрудничества педагогов и родителей по развитию восприятия музыки у детей седьмого года.

В педагогическом исследовании использованы методы: анализ психолого-педагогической и музыкальной литературы, изучение педагогического опыта, беседа, наблюдение, диагностические методики, математические и графические методы, опытная работа.

Базой проведения исследования является подготовительная группа МБДОУ «Детский сад №103» г. Дзержинск.

Тип работы: опытно-практический.

Количество страниц: 50.

Планируемым результатом исследования является создание комплекса музыкальных упражнений для детей и родителей для восприятия музыки.

Выпускная квалификационная работа квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты духовно-патриотического воспитания старших дошкольников средствами музыки. Во второй главе представлен анализ работы воспитателя по духовно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы МБОУ «Детский сад № 103» г Дзержинск средствами музыки.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-патриотических качеств личности детей 7 года жизни средствами музыки
Опубликовано: 18 апреля 2020 в 00:53
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД