Получи документы

Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Веселые пальчики»

Светлана Абашкина
Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Веселые пальчики»

Л. С. Выгодский отмечал, что

"если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому".

Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.

Тип проекта : познавательно – творческий.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Сроки реализации: с сентября 2023 г по май 2024г.

Публикация «Долгосрочный проект в группе раннего возраста „Веселые пальчики“» размещена в разделах

Участники проекта : воспитанники группы «Колобок», воспитатели и родители (законные представители) детей.

Возраст детей : 1,5-3 года (группа раннего возраста).

Форма проведения: групповая.

Актуальность проекта :

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Учеными доказано, что развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, «что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы». Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку с рассматриванием иллюстраций, рассказывать обо всём, что его окружает. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего и младшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызвать у детей интерес к познанию нового и интересного. Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи.

Цель:

Способствовать развитию активной речи как средства общения детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи для детей:

Развивать речевую активность детей, пополняя словарный запас;

Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук, их координацию;

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;

Способствовать развитию творческих способностей;

Развивать навыки ручной умелости.

Задачи для педагога:

Сбор информации, изучение и систематизирование различных источников по данной теме;

Разработка перспективного и тематического планирования по проекту;

Создание предметно-пространственной развивающей среды;

Мониторинг результатов.

Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Задачи для родителей:

Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду;

Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-пространственной развивающей среды и созданию условий для накопления речевого и игрового опыта детей.

Ожидаемый результат:

Развитие речевой активности детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр;

Формирование умения самостоятельно проговаривать и обыгрывать пальчиковые игры;

Пополнение предметно-пространственной развивающей среды;

Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Форма проведения:

игры-занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, театрализация пальчикового театра, самомассаж.

Продукт проекта :

Картотека пальчиковых игр.

Перспективный план работы по развитию речи детей в первой младшей группе.

Картотека консультаций для родителей и педагогов.

Книжная и фотовыставка «Читаем книги дома».

Пополнение предметно-пространственной развивающей среды.

Мастер- классы и практикумы по изготовлению разных видов пособий и их обыгрывание в домашних условиях.

Изготовленные родителями дидактических игр и пособий, способствующих развитию моторики рук и речи детей.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап (сбор информации по теме)

№ Мероприятие Срок

1 Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме. Сентябрь 2023г

2 Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста. Изучение особенностей становления речи детей. Сентябрь 2023г

3 Знакомство с исследованиями М. М Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук. Сентябрь 2023г

Основной (практический) этап:

1 Разработка перспективного плана работы. Сентябрь 2023г

2 Подбор методов и средств, способствующих развитию мелкой моторики у детей группы раннего возраста.

- упражнения с элементами самомассажа;

- упражнения для кисти рук;

- игр и упражнений с различными предметами;

- динамические упражнения;

- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания потешек, сказок;

- игры с водой, песком, бумагой, крупами и др;

- игры-шнуровки, пуговки, мозаика, вкладыши.

В течение года

3 Пополнение предметно-пространственной развивающей среды, изготовление дидактических пособий; По ходу реализации проекта

4 Создание картотеки пальчиковых игр и ее пополнение. Ноябрь 2023г

Заключительный этап:

1 Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей первой младшей группы. По эпикризным срокам

2 Анкетирование родителей (для определения результативности работы). Апрель 2023г.

3 Составление плана работы на будущее. Май 2023г.

План работы над проектом :

№ Мероприятие Дата проведения

1 Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме. Сентябрь 2023 г.

2 Знакомство с исследованиями М. М Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев. Сентябрь 2023 г.

3 Изучение особенностей становления речи детей младшей группы. Сентябрь 2023 г.

4 Разработка перспективного плана работы. Сентябрь 2023 г.

5 Подбор методов, средств, способствующих развитию мелкой и общей моторики у детей младшей группы. Сентябрь 2023 г.

6 Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических пособий. в течение года

7 Создание картотеки пальчиковых игр, игр с водой и песком. В течение года

8 Разработка и проведение диагностики (эпикризные сроки). Сентябрь 2023г.

Май 2023г.

9 Разработать план работы с родителями по данной теме, подготовка консультаций для родителей. Сентябрь 2023г.

10 Подготовить презентацию «Расскажи мне сказку». Октябрь 2023г

11 Консультативная помощь родителям. В течение года

12 Книжная выставка для родителей. Февраль 2023г

13 Подготовить и провести консультацию для воспитателей по данной теме. Март 2023г.

14 Презентация проекта на педсовете. Апрель 2023г

15 Открытый просмотр НОД. Май 2023г.

План взаимодействия с родителями детей

Группы раннего возраста в рамках проекта

Месяц Тема Задачи

Сентябрь Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи

Сентябрь Консультация «Это вся моя семья» Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Октябрь Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка в домашних условиях». Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное речевое развитие ребёнка дошкольного возраста.

Октябрь Показ презентации «Расскажи мне сказку». Познакомить родителей с значением сказки, ее потенциалом в жизни малышей.

Ноябрь Создание интерактивной презентации

«Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей» Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии ребенка.

Декабрь Мастер-класс «Пальчиками играем, речь развиваем». Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях.

Январь Консультация

«Рассказываем сказку руками». Познакомить с методикой рассказывания сказки с помощью пальцев рук.

Январь Выставка для родителей пальчиковых и дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики рук детей. Привлекать родителей к изготовлению игр, отметить успехи активных родителей занимающихся речевыми пальчиковыми играми дома.

Февраль Изготовление папки-передвижки «Сначала было слово» (речевое развитие детей). Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

Февраль Книжная выставка Предложить перечень детской литературы для родителей данной возрастной группы.

Март Творческая выставка «Мамины руки и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

Апрель Буклет «Пальчиковые игры» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Апрель Фотовыставка «Читаем дома сказки». Привлечь родителей к активному чтению с детьми.

Май Подведение итогов проекта. Презентация: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Предметно-пространственная развивающая среда в группе :

«Речевая зона» Имеется библиотека для детей: книжки-малышки, сказки, стихотворения и потешки, музыкально-речевые книжки, наборы картин, тематические альбомы, настольно-печатные и дидактические игры по развитию речи, красочная картотека пальчиковых игр.

«Зона театрализованной деятельности» - разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, пальчиковый, магнитный, театр на конусе и др.). Имеется разнообразное оснащение для обыгрывания сказок (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, магнитная доска, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.). В группе есть атрибуты, элементы костюмов и масок для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций.

«Центр развивающих игр» - различные виды мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной формы вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровка, застегивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн,

Список литературы:

1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М. : Медецина 2007. - 304с.

2. Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно / В. Г. Алямовская. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 159с.

3. Веракса, Н. Е., Комарова Т. С. От рождения до школы /Н. Е. Веракса-М. : Мозаика-Синтез 2012.- 115с.

4. Андрианов, М. Невербальная коммуникация / М. Андрианов // Вопросы психологии, 1999, №6, С. 89 - 100.

5. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.

6. Браткова М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитавающим детей раннего возраста с проблемами в развитии / М. Браткова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 55-60.

7. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т. И. Оверчук. - СПб. : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", - 2003. - 136 с.

8. Герасимова, А. С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 160 с.

9. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.

10. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова - М. : Просвещение, 2004. - 98с.

11. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А. Г. Исмагилова. - М. : Знание, 2009. - 96 с.

12. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. - М. : Просвещение, 2003. - 253 с.

Публикации по теме:

Долгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возрастаДолгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возраста Я люблю этот край С голубым небосклоном, С тихим шелестом трав. Птиц весеннюю трель. Я люблю этот край У казачьего Дона- Это мой уголок.

Долгосрочный проект для группы раннего возраста «Малыши-крепыши»Долгосрочный проект для группы раннего возраста «Малыши-крепыши» Вид проекта: практико - информационный, познавательно – творческий, групповой. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта:.

Долгосрочный проект «Путешествие по континентам» в средней группе • Проект «Путешествие по континентам» • Автор: Мумбер Елена Викторовна • Воспитатель АНО ДОРР «Медвежонок» • Средняя группа №12 "Совята".

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Мастер-класс в средней группе для родителей «Веселые пальчики»Мастер-класс в средней группе для родителей «Веселые пальчики» Мастер класс в средней группе для родителей на тему «Веселые пальчики» Цели: - повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития.

Методическое пособие «Мои веселые ручки и пальчики» для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 6 летМетодическое пособие «Мои веселые ручки и пальчики» для работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 6 лет Методическое пособие "Мои веселые ручки и пальчики" Дидактическое пособие «Мои веселые ручки и пальчики» предназначено для работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Веселые пальчики»
Опубликовано: 31 января 2024 в 22:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД