МААМ-картинки

Использование экологических сказок в работе с детьми разного возраста

Гойдина Елена Сергеевна
Использование экологических сказок в работе с детьми разного возраста

Экологические сказки можно использовать в работе с детьми разного возраста : при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии. При работе с детьми младшего дошкольного возраста очень важно бережно относиться к сказочному сюжету : читать и обсуждать текст, использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные и кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам.

Публикация «Использование экологических сказок в работе с детьми разного возраста» размещена в разделах

Народные сказки во многом «экологичны» : в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В течение долгого времени люди воспринимали природу как нечто враждебное, непознанное, таящее опасность. Со временем человек всё лучше понимал природу, постигал её законы, учился использовать ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля стала называться ласково матерью-кормилицей. Правда, бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же: удовлетворит его потребность в пище, крове.

Выразительное чтение сказки оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребёнка. Поэтому важно, чтобы дети имели возможность сразу же высказаться по поводу услышанного. Многие экологические и биологические понятия помогут объяснить такие авторы, как Б. Заходер, В. Бианки. Их сказки и рассказы написаны именно с экологических позиций. Так сказка Б. Заходера «Отшельник и роза» объясняет понятие «симбиоз» «взаимовыгодное существование живых организмов». «Кит и кот» - даёт представление о разнообразии сред обитания и приспособленности к ним животных. С детьми старшего возраста можно обсудить сказки, в которых воспевается покорение человеком природы. Предложить детям придумать, почему возникло такое отношение людей к окружающему миру, в чём ошибка, к каким последствиям это может привести. Детям от 5 лет рекомендуется эффективный приём - составление писем животным. Ребята переписываются с животными по определённым правилам, воспринимая их равными себе, умеющими чувствовать. Ребёнок, написавший слова «Дорогой Ёжик!» или «Дорогой Червяк!», начинает более бережно относиться к миру животных. Дети младшего возраста очень любят волшебные сказки. Например, расскажите дошкольникам о «Волшебной Воде». Вода в природе бывает самой разной (бьёт ключом из-под земли, течёт в реках, поднимается в небо облаком, выпадает дождем, ложится снегом на землю, замерзает сосулькой, значит, она умеет превращаться во что-либо, как волшебница!

Можно предложить каждому из детей самостоятельно выполнить рисунок, на котором они изобразят реку летом и зимой, сосульку, снежинку, росу или облака. Соединение всех рисунков позволит общими усилиями создать портрет Волшебницы Воды.

Объясняя детям тот или иной материал, полезно в качестве иллюстрации привести фрагменты сказок (или попросить ребят вспомнить такие фрагменты самостоятельно). Например, в сказках Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» и А. Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описания водных растений и среды их обитания. В сказке «Дюймовочка» показаны особенности внешнего вида и поведение крота как подземного жителя (приспособленность к обитанию в почве).

Отмечено, что дети младшего возраста с гораздо большим интересом и вниманием слушают не воспитателя, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот приём обучения помогает объяснить и закрепить материал, проверить знания детей. Ребята с удовольствием отвечают на вопросы сказочных героев, объясняют то, чему научились сами. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания могут оказать помощь герои: Карлсон, который живёт на крыше, продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка», Винни-Пух.

Можно использовать в работе такой приём как «сказочные» вопросы. Этот приём можно использовать в играх типа КВН и Брейн-ринг, а также для закрепления материала. «Сказочные» вопросы могут касаться поступков героев, их характера, взглядов. Например, в известной сказке Алёнушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной. Многие сказки или их фрагменты могут стать основой игр экологического содержания. Пример использования этого приём - игра «Цепочка», разработанная на основе сказки В. Бианки «Сова». В этой сказке образно, в художественной форме объясняются взаимосвязи в природе. В сказке показана связь человека, коровы, клевера (травы, шмелей (опылителей, мышей (травоядных) и совы (хищника). После чтения и обсуждения сказки можно раздать детям рисунки с изображением персонажей и предложить им построить соответствующую цепочку (стать друг возле друга в нужном порядке).

Публикации по теме:

Использование средств речевой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование мультимедийных средств в работе с детьми дошкольного возраста В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых,.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста Слайд Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми.

Использование социо-игрового стиля в работе с детьми дошкольного возраста Педагогический коллектив ДОУ работает по программе «Истоки». Нам нравится, что базисная программа имеет открытый характер, потому что это.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Обобщение опыта работы на тему: Подготовил: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 14 г. Сосногорска Дорофеева Любовь Борисовна г.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Консультация для родителей «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для родителей: «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи». Человек формируется в результате.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование экологических сказок в работе с детьми разного возраста
Опубликовано: 30 декабря 2016 в 07:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД