Папки-передвижки

Дидактическое пособие «Кладовая сказок» в работе педагога-психолога ДОУ

Ирина Распутина
Дидактическое пособие «Кладовая сказок» в работе педагога-психолога ДОУ

«Дидактическое пособие для детей 3-7 лет на тему «Кладовая сказок».

На протяжении многих столетий люди рассказывали детям сказки. Из поколения в поколения дети с удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действующих там героев хорошее от плохого. Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес. Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни.

Публикация «Дидактическое пособие „Кладовая сказок“ в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах

Из сказок дети черпают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость, формируют представления о справедливости и несправедливости.

Сказки учат детей любить, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка учит мечтать, заставляет творчески мыслить. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Спектр использования сказки многогранен. Это и коррекция личности, и расширение эмоционально - поведенческих реакций.

В данном дидактическом пособии сказка используется еще и как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста.

Многофункциональное дидактическое пособие «Кладовая сказок» представляет собой комплект игр по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка». Пособие рассчитано на детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Задания, в зависимости от возраста, усложняются.

Цель дидактического пособия «Кладовая сказок» : создать условия для развития психических процессов детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать внимание, память.

Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.

Развивать мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.

Развивать воображение, творческие способности, речь.

Развивать мелкую моторику.

Формировать коммуникативные навыки.

Комплект игр, входящих в пособие, следующий:

Игры направленные на развитие внимания.

«Найди отличия».

Материал: 9 карточек разной сложности.

Игровое действие: Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстрации предлагается ребёнку найти отличия. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь в виде наводящих вопросов.

Можно устроить соревнование «Кто быстрее найдет, чем отличаются картинки?»

«Сказочное лото».

Материал: 5 игровых полей с различными изображениями и небольшие карточки, повторяющие картинки с поля.

Игровое действие: играют 2-5 детей, раздаётся по одной большой карточке каждому игроку, маленькие карточки находятся у ведущего. Ведущий показывает карточку, ребёнок должен найти у себя соответствующую картинку. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл свою карточку.

Игры на развитие восприятия:

«Разрезные картинки».

Материал: 11 картинок разной сложности, разрезанных на разное количество частей (от 2 до 10). Каждая картинка имеет образец.

Игровое действие: Из фрагментов ребёнок по образцу собирает картинку (младшая, средняя группа). Дети старшего дошкольного возраста складывают без образца.

«Найди фрагмент» (для детей 5-7 лет).

Материал: 6 изображений с отсутствующими элементами и фрагменты изображений, образец с прорисованными в месте фрагмента линиями.

Игровое действие: выбрать из фрагментов картинок правильный.

Игры на развитие памяти:

«Мемо для малышей».

Материал: 24 карточки для детей младшего и среднего дошкольного возраста; 24-48 карточек для детей старшего дошкольного возраста.

Игровое действие: карточки раскладываются на столе картинками вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и продолжает игру, до тех пор, пока картинки не совпадут. Если картинки не совпадают, то игрок кладет карточки обратно картинками вниз и ход переходит другому игроку. Выигрывает тот игрок, кто к концу игры наберет большее количество парных картинок.

«Подбери героев к сказке», «Выложи героев по порядку».

Материал: герои сказок «Репка, «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Три медведя»

Игровое действие: дети должны из разных героев подобрать к определенной сказке героев. Разместить их по мере повествования.

Игры на развитие мыслительных операций:

«Четвертый лишний».

Материал: 32 карточки, с разными изображениями (фрагмент сказки, герой сказки). Игровое действие: перед ребенком выкладываются 4 изображения, три из них связаны каким-либо признаком (фрагменты из одной сказки, или герои из одной сказки, или только домашние животные, а четвертая картинка не связана логически (фрагмент другой сказки, дикое животное). Ребенок рассматривает картинки, называет, что на них изображено и определяет, какое изображение лишнее.

«Сортировка по величине».

Материал: картинки с изображением репки, мебели, посуды, разного размера от меньшего к большему, медведи разного размера. В этой игре можно использовать героев сказок.

Игровое действие: детям предлагается показать, как от меньшего к большему выросла репка, найти большого, среднего и маленького медведя, и подобрать им кроватки, стулья, чашку и ложку соответствующего размера.

Игры на развитие мелкой моторики.

«Лабиринт».

Материал: 8 карточек. На карточках круглой формы изображены дорожки разной сложности и картинки к кому эти дорожки ведут. Для детей младшего дошкольного возраста это одна тактильная дорожка, для детей средней группы – одна нарисованная дорожка, для детей старшего дошкольного возраста – лабиринт состоит из нескольких дорожек.

Игровое действие: перемещать пальчик по лабиринту, выполняя игровое задание.

Материал в каждой игре рассчитан на разный возраст детей. Для детей младшего дошкольного возраста включены в комплект сказки : «Репка», «Колобок», «Теремок».

Картинки подобраны для игр также рассчитаны на разный возраст детей. Например, в игре «Мемо для малышей» картинки не сюжетные (репка, лиса, колобок и т. д., а для детей старшего дошкольного возраста уже сюжет из сказок и к комплекту добавляются картинки из сказок «Три медведя», «Три поросенка».

Разрезные картинки для младших дошкольников разрезаны на 2-4 части (заяц, лиса, медведь, а для старших дошкольников до 10 частей и картинка сюжетная.

«Лабиринты» для детей младшего дошкольного возраста оформлены в виде тактильных дорожек (из семечек, ленты, а для детей старшего дошкольного возраста это нарисованные дорожки и несколько дорожек на одном листе.

Данное пособие, в практике работы ДОУ можно использовать: в виде комплекса дидактических игр, как часть занятия; в индивидуально-коррекционной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельности детей; могут быть использованы, как диагностический инструментарий.

Комплект позволяет развивать психические процессы в комплексе.

Игры данного пособия можно использовать на развитие не одного психического процесса, а сразу нескольких, одна игра может решать несколько образовательных задач, в зависимости от цели использования.

Например, игру «Выложи героев по порядку» можно использовать и на развитие памяти и внимания. Можно усложнить задание – поменять несколько картинок местами или убрать их, а затем попросить ребенка исправить ошибки и сказать, каких картинок (героев) не хватает. Эту же игру можно использовать в освоении таких понятий, как: большой, средний, маленький; можно выстраивать объекты в порядке возрастания и убывания. Эта же игра будет способствовать развитию мышления, речи.

Игра «Разрезные картинки» развивает не только целостность восприятия, но и внимание, мышление. Можно поговорить с ребенком о том, кто это изображен, тем самым развивая речь ребенка, умение составлять описательный рассказ. Манипулируя с элементами развиваем мелкую моторику.

Игра «Сказочное лото» развивает сосредоточенность, сообразительность, сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук; развивает наблюдательность и внимание, расширяет представления детей о предметах окружающего мира; обогащает и активизирует словарь ребенка, развивает связную речь; развивает наглядно-образное мышление; учит детей умению играть в коллективе

Пособие можно использовать и как самостоятельную единицу и в рамках реализации тематической недели.

Игры позволяют расширять кругозор детей, развивать психические процессы, способствуют расширению знаний и представлений об окружающем мире.

Данное пособие универсально, легко в применении. Хранится материал в одной коробке, разделенной на секции, им удобно пользоваться.

Материал пособия эстетичный, размер соответствует полю восприятия ребенка, яркий, красочный.

Задания пособия могут использоваться не только психологами, но и педагогами ДОУ, узкими специалистами. Например, при формировании элементарных математических представлений-посчитай сколько героев тянут репку, больше-меньше, целое-часть и т. д. Обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Дети пересказывают сказку, используя картинки персонажей сказки, составляют предложения, используя разные части речи. При обучении грамоте – подобрать героев на заданную букву, выделить первый звук в слове и др. Расширяют знания и представления об окружающем мире. Героев сказок можно использовать и в режиссерских играх. Манипуляция с материалом развивает мелкую моторику детей.

В результате игр с использованием пособия «Кладовая сказок» :

У детей создается эмоционально — положительное настроение, игры проходят без эмоционального и мышечного напряжения. Идет развитие восприятия, внимания, улучшается память. Развиваются мыслительные операции, дети рассуждают, делают выводы, обобщают, сравнивают.

Сформирована познавательную активность, любознательность и расширен кругозор детей.

У детей развиваются все стороны речи.

Изготовить данное пособие легко. Находим картинки по сказкам, которые планируем использовать в играх. На бумаге распечатываются эти картинки, соответственно играм, листы ламинируются, оформляются в конверты или коробочки.

Данное пособие можно дополнять другими сказками и играми, комбинировать игры.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Наглядно-дидактическое пособие «Сундучок сказок»Наглядно-дидактическое пособие «Сундучок сказок»  . Автор Русановская Д. Н Хочу познакомить вас с наглядно-дидактическим пособием - Сундучком сказок. Идея сундучка пришла в процессе работы.

Арт-терапия в работе педагога-психолога ДОУ Арт-терапии в работе педагога-психолога ДОУ/ Проблема особенностей страхов в поведение детей старшего дошкольного возраста является актуальной.

Опыт работы «Арт-терапия в работе педагога-психолога»Опыт работы «Арт-терапия в работе педагога-психолога» Всем добрый вечер! Делюсь с вами опытом работы. Так как, по образованию я д тский практический психолог, расскажу вам про арт - терапию.

Кукольный театр в работе педагога-психолога в ДОУКукольный театр в работе педагога-психолога в ДОУ Кукольный театр в работе педагога-психолога. Еще будучи начинающим специалистом, я увидела заинтересованность детей в кукольном театре.

Мастер-класс «Арт-терапия: слайм в работе педагога-психолога ДОУ» Способы приготовления слаймов. Существует несколько способов, как делать слаймы, причем во многих рецептах требуется клей. Если под рукой.

Платковые куклы в работе педагога-психолога Платковые куклы в работе педагога - психолога. Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится.

Дидактическое пособие «Сумочка сказок» для развития речи дошкольниковДидактическое пособие «Сумочка сказок» для развития речи дошкольников Развитие речи и мышления детей дошкольного возраста. Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является.

Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми-инвалидами Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные.

Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ Актуальность темы заключается в том, что термин театрализация, обозначает.

Метод пескотерапии в работе педагога-психолога ДОУМетод пескотерапии в работе педагога-психолога ДОУ В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Кладовая сказок» в работе педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 18:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД