Получи документы

Артикуляционная гимнастика: роль и значение для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Зинченко Ирина
Артикуляционная гимнастика: роль и значение для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика

– залог правильного звукопроизношения

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед окружающими ребёнка людьми. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Публикация «Артикуляционная гимнастика: роль и значение для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Один из самых известных политиков Уинстон Черчилль сказал: «Красивая речь - это спорт и искусство». Черчилль оперировал словами и смыслами, как Вивальди со звуком скрипки. Но в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем и имел нарушения звукопроизношения : шепелявил и заикался. Однако он тренировался ежедневно по нескольку часов и не только справился со своими недугами, но и стал хорошим оратором и вполне здоровым человеком. Сегодня мы поговорим с вами о том, как помочь ребёнку преодолеть нарушения звукопроизношения, попрактикуемся сами выполнить некоторые из упражнений артикуляционной гимнастики.

- Гимнастика для рук, ног - дело нам знакомое и мы знаем их значение для здоровья и физического развития. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

- А вот зачем язык тренировать? Язык считается главной мышцей органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, помогая развить правильное звукопроизношение.

Известно, что для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, небо); артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных); - процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

В рамках образовательной коррекционной работы по речевому развитию артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, обучение и закрепление происходит на логопедических занятиях под контролем учителя-логопеда, закрепление в группах под руководством воспитателя в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. И, естественно, уважаемые родители, необходимо закреплять артикуляционные движения. те, которые вам предлагаются учителем-логопедом, в домашних условиях под вашим руководством.

То есть, чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. Для красочного оформления могут использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

Артикуляционные упражнения делятся на 2 вида: статические (упражнения, при которых удерживается артикуляционная поза) и динамические (служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую)

. На слайдах презентации вы можете увидеть алгоритмы выполнения основных упражнений. Попробуйте самостоятельно выполнить некоторые из них с использованием картинок. Для того, чтобы видеть положение органов артикуляции, возьмите зеркала.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики :

- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

- Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд.

- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Если вы будете заинтересованы в формировании правильного звукопроизношения, ребёнок это почувствует и приложит свои усилия, конечно, есть определённые правила :

исправлять неправильное произношение косвенно, не задерживаясь на нарушении, просто давая правильный пример;

• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами

• соблюдать определённое время и количество повторений

• при стимулировании желания выполнять упражнения ребёнком, необходимо подходить творчески, например, чтобы он облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок

Конечно, сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем скоординированными.

Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_7v1pb.ppt | 3777,5 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика: роль и значение для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 10:39
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД