Папки-передвижки

Конспект занятия «Традиции Кубанского народа» в старшей группе

таня салова
Конспект занятия «Традиции Кубанского народа» в старшей группе

Конспект занятия по Кубановедению

Тема: «Традиции Кубанского народа»

Старшая группа

Программные задачи: знакомить детей с жизнью, бытом, культурой Кубанского казачества.

Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Воспитывать любовь к малой Родине.

Публикация «Конспект занятия „Традиции Кубанского народа“ в старшей группе» размещена в разделах

Словарная работа: глечик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение Кубанской комнаты детского сада, беседы с детьми.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших пап, мам, бабушек и дедушек. Они для вас, самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать одним словом близких вам людей?

Дети: Родственники, предки, родичи.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые были до них. И вот сегодня мы с вами попадем в Кубанскую комнату, наших дальних – дальних родственников – предков, комнату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо повернуться вокруг себя и сказать: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!» Дети, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в комнату.

Воспитатель: Смотрите дети! Вот мы и попали в старинную казачью комнату.

Воспитатель: Давайте посмотрим что здесь находится в настоящей кубанской комнате, рассмотрим ее убранство, узнаем как жили, и чем занимались наши предки в те времена.

С удовольствием расскажу вам я. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.

Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывается мятое полотенце, с силой провожу, по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет возможность детям погладить, просит повторить название «утюга» - рубель).

Очень любили казачки украшать свой дом вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены в моем доме вышивкой.

Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка, наволочка на подушечке.

Воспитатель: Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Но, а чаем угощаю, конечно же, из самовара. Запомнили название моей посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: какие поговорки вы знаете?.

Воспитатель Какие же расскажите.

Дети: Конь казака – лучший друг.

Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садится.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель :Какие Кубанские традиции вы знаете?

Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью

На службу молодого казака провожают в добротной одежде, на коне и с хорошим оружием.

Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Воспитатель: Ну и молодцы! Просто здорово. Все о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Дети рассматривают фотографии.

Воспитатель: А вот об одной казачьей традиции вы забыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбе, или на проводах в армию, а и в поле, и за прялкой и у люльки малыша. Сейчас как раз пора моей малышке и поспать и я спою ей колыбельную песенку. А вы возьмите этих кукол и покачайте их, (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке малышку и поет песню:

Ничь сизокрылая за викном

Спы, мое сэрдэнько, мырным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Травы, квитки и дэрэвья сплят.

Ничь сызокрылая над сэлом,

Спы, мое сэрдэнко, добрым сном.

По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает детям сделать тоже самое.

Воспитатель А теперь, хлопчики и девчата подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (Чуть – чуть приоткрывает крышку).

Дети: Наверное, одежду.

воспитатель Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может вам понравиться.

(Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку). Теперь вы настоящие казачата. Я приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.

Дети садятся на лавку и слушают.

Воспитатель: жили – были муж и жена. И было у них много детей. Семья было трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи рыбы, заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его и не было видно. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала его звать.

Ивасику приплынь до бэрэжку.

Ивасик приплыл на берег, а Баба – яга его цап - царап и унесла в свою избушку. Там приказала испечь его в печи к обеду. Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он ножками уперся и кричит: «Ой, не можу, не знаю як у пичку засадыть!» Служанка рассердилась, сама села на лопату, тут – то Ивасик сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба – яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси – лебеди, Ивасик просит их: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо».

А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!»

Тем временем Баба – Яга уже совсем изгрызла ствол дерева. Пролетают мимо дерева последние гуси. Ивасик стал их просить: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо». Гуси взяли, и отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: «А мэни краюху?»

Вся семья вышла на улицу, увидели Ивасика, ну и целовать, ну и обнимать, пирогом угощать. Гусей – лебедей накормили, напоили, и в дорогу прводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.

Понравилась вам сказка? Все было понятно?

Воспитатель: Дети!. Мы с вами засиделись пора и честь знать.

А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я вам рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

воспитатель: А для теста?

Дети: Макитра.

Воспитатель: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг».

Дети: Рубель.

Воспитатель: Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собою в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. В добрый путь! И никогда не забывайте о своих предках, помните о них.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и быт кубанского казачества» в подготовительной группе Цель и задачи: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Конспект занятия «Русские народные игры и традиции русского народа» для старшей группыКонспект занятия «Русские народные игры и традиции русского народа» для старшей группы Тема: Русские народные игры и традиции русского народа. Цель: Уточнить знания детей о русских народных традициях, старинных русских народных.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Традиции и быт Кубанского казачества» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Традиции, обычаи, быт бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского.

Конспект занятия «Традиции и обычаи бурятского и русского народа» Тема: «Традиции и обычаи русского и бурятского народа» Цель: Приобщение детей к истокам русской и бурятской культуры. Задачи: 1. Обогатить.

Конспект занятия «Народная культура и традиции русского и татарского народа» Задачи: 1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским.

Презентационный материал к конспекту занятия «Традиции, обычаи, быт бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского.

Сценарий развлечения в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа» Развлечение в старшей группе «Обычаи и традиции русского народа» Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: -Продолжать.

Конспект занятия «Традиции и обычаи народа Ханты» Тема: Традиции и обычаи народа Ханты Звучит музыка народов ханты. Дети заходят в зал. Давайте поздороваемся с нашими гостями и родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Традиции Кубанского народа» в старшей группе
Опубликовано: 20 марта 2019 в 19:47
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД