Лучший педагог года

Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Наталья Котунова
Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Моя работа строится по нескольким направлениям:

• Диагностическое направление.

Диагностика включает в себя входную (в начале учебного года) – с целью выявления уровня развития психических процессов, коммуникативной и эмоциональной сфер, и контрольную (в конце года) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей с ОВЗ. На основании входной диагностики составляю индивидуальную карту психического развития, где прописываю общие сведения о ребенке, психологическая характеристика, цели и задачи коррекционно-развивающей работы, планируемые результаты и содержание коррекционно-развивающей работы.

Публикация «Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах

Для диагностики детей с ОВЗ я использую различные методики:

Психолого-педагогическую диагностику развития детей раннего и дошкольного возраста Стребелевой Елены Антоновны (изучение уровня познавательного развития)

• Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)

• Методика «Лесенка» (исследование самооценки ребёнка с ОВЗ)

• Консультативное направление.

Направление осуществляется на двух уровнях:

1. Родители

В каждой группе оформлен психологический уголок, где размещаю:

консультации для родителей

памятки

информационные листы

рекомендации.

Информация обновляется раз в месяц.

2. Педагоги.

С педагогами провожу групповые консультации, семинары-практикумы.

Данный вид деятельности направлен на консультирование родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВ

• Организационно-методическая работа.

Осуществляется непосредственно в течение года – это планирую работу на следующий учебный год, подбираю материалы для проведения консультаций и проведения диагностической работы, материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы, подготовка к коррекционно-развивающим занятиям. Также особое место уделяю изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

Коррекционно-развивающее направление.

Значительную часть своей работы, я посвящаю коррекционно-развивающей работе. Она направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении адаптированной образовательной программы ДОУ, коррекцию недостатков в психическом развитии детей ОВЗ, их социальную адаптацию.

С детьми ОВЗ провожу групповые и индивидуальные занятия.

Групповые занятия проходят по программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик - семицветик», авторов Куражевой Н. Ю., Вараевой Н. В., Тузаевой А. С., Козловой И. А.

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ провожу, опираясь на Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой. Мной составлен цикл занятий на весь учебный год.

Эффективным инструментом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является кабинет педагога-психолога. В кабинете имеются пособия и методическая литература для коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ.

Каждое занятие, это серьезный труд как меня, педагога, так и ребенка с ОВЗ. Чтобы занятие было интересным, увлекательным, менее утомляемым я применяю коррекционно - развивающие педагогические технологии.

Здоровьесберегающие технологии :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

• пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика

развивают ловкость и точность рук, стимулируют творческие способности, фантазию и речь, развивают мелкую моторику. (видео)

• гимнастика для глаз

повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление

• дыхательная гимнастика

укрепляет физическое здоровье ребенка, развивает органы дыхания. (видео)

• Релаксация

способствует снижению психического, эмоционального напряжения, повышению эмоционального настроя.

• физминутки и динамические паузы

повышают умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снимает напряжение. (видео)

• применение сухого бассейна.

развивается общая двигательная активность, координация движений, равновесие, общая и мелкая моторика.

Технологии обучения ЗОЖ :

• Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков

• беседы

• этюды

• игры разной степени подвижности

• игротерапия

• самомассаж и точечный массаж (видео)

• рисование.

Коррекционно-развивающие технологии :

• элементы сказкотерапии

• песочная терапия

• музыкальная терапия

Кинезитерапия

• различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивают релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний.

Рефлексотерапия

воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок -воздействие на рецепторные точки шипованным шариком или спиралью.

ИКТ технологии :

Мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе, включения в занятия разнообразные компьютерные игры, иллюстрации.

Игровая технология :

В процессе таких игр как: «Собери рисунок», «Умные трафареты», «Узнай время», «Волшебные веревочки», у ребенка формируется активное взаимодействие с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом, развивается логическое мышление, творческие навыки и фантазия.

Применяя данную технологию, я с особым удовольствием использую игры на липучках, они развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка с ОВЗ координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. (видео)

В данной папке собраны игры по лексическим темам, в соответствии с конспектами индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Материал этой папки планирую пополнять и в будущим.

Таким образом, использование вышеперечисленных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует повышению работоспособности, выносливости детей, развитию их психических процессов, формированию и развитию двигательных умений и навыков, развитию общей и мелкой моторики, что в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов»Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов» Избавляемся от своих страхов. Как научить детей преодолевать свой страх? Я это делаю с помощью психологического тренинга. Мы с детьми учимся.

Методическая разработка психологического занятия для детей подросткового возраста «Быть уверенным» Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения. Задачи: • развивать навыки самоанализа.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Рисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 летРисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 лет Рисование на камнях как способ для снятия психического напряжения для родителей и детей 2-3 лет. Сегодня часто испытывают внутреннюю напряженность,.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 10:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД