Лучший педагог года

Ситуация письменной речи

Лариса Алексеева
Ситуация письменной речи

Практическое задание.

Одним из важных приемов для развития речи детей является «Ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложений, готовит ребенка к восприятию письменного текста в будущем.

Свою работу с детьми над новой формой речевого самовыражения я начала с выбора темы. Тема была выбрана не случайно. Мы работали тематическую неделю «Веснянка». Надо сказать, что я работаю во второй младшей группе, это дети от 3-х до 4-х лет. Я прочитала детям сказку К. Ушинского «Утренние лучи», использую фланелеграф, знакомила с героями. Сказка оказалась интересной каждому ребенку, и мы решили пофантазировать: кого же еще могла разбудить солнышко?

Публикация «Ситуация письменной речи» размещена в разделах

У нас в группе есть замечательный персонаж – игрушка Мишка, он просто сидит на стульчике на глазах у детей. Мишка никогда не учит детей, не делает замечаний, не дает оценок. Он всегда добрый, неумелый недотепа, которому дети всё объясняют, доказывают. Дети его учат. И вот мишке очень понравились рассказы детей о солнышке, которое кого то будило, но он не запомнил текст, забыл. А медвежата ждут, чтобы он им рассказал про солнышко. И мы решили помочь Мишке – я запишу рассказы детей, а Мишка прочитает их медвежатам. Нужно рассказать: когда солнышко проснулось? Кого оно разбудило и что тот стал делать?

Дети с удовольствием включились в эту ситуацию, т. к каждый хотел помочь Мишке, ведь его ждут медвежата с рассказами – это являлось главной мотивацией при выполнении упражнения. У ребят блестели глаза, группа затихала когда кто-то рассказывал. Дети понимали, что в «ситуации письменной речи» они становятся главными, а взрослый подчиняется логике их действий – это очень острое переживание. Дети поняли, что я проявляю интерес к каждому, что прежде чем продиктовать, они должны подумать над высказыванием.

Дети проявили огромный интерес к результату, когда я заканчивала читать рассказ, одни хлопали в ладоши, другие говорили: «Да, я так говорил!», «Это я так сказал!», улыбка не сходила с детских лиц. Это усиливает ощущение «превращения» устного в письменное. Даже мало-активные ребята нашли что сказать, так как упражнение вызвало речевую активность детей.

Рассказы детей мы вместе с родителями оформили в виде книже-малышек. Один папа набрал текст, а для оформления титульного листа был объявлен конкурс рисунков, по теме «Утренние лучи». Рисунки получились замечательные, яркие, красочные, с юмором. Тогда мы решили их использовать не только для обложки, но и для иллюстрации страниц книжки. Надо отметить, что родители были очень заинтересованы и активны. Они узнали своих детей с другой стороны – это были не просто малыши, а писатели-сказочники, фантазеры. Когда книжки были готовы, мы одну торжественно подарили нашему Мишке, чтобы он прочитал медвежатам, а остальные подарил детям. Родители рассказывали что дома дет просил вновь вновь прочитать, рассматривали картинки. Даже если ребенок что-то позабыл, на бумаге, в письменном виде, его слова сохранились. Дети это поняли. Я попросила родителей предложить дома записать рассказы детей о том, что интересного было в детском саду. Ни все конечно, но половина группы откликнулись, записывали за детьми дома. Ситуация письменной речи, организованная в семье, прекрасный способ развития отношений между родителям и детьми.

Я довольна результатом проведенной работы. По свидетельству доктора педагогических наук О. Ушковой в «ситуации письменной речи», т. е. когда ребенок рассказывает, а взрослый записывает, речевое поведение детей меняется. Ребенок невольно начинает говорить чуть медленнее, фразы становятся более длинные, более развернутые, появляются слова –связки, дополнительные определения, распространенные предложения. Ребенок интуитивно чувствует: письменная речь устроена более сложно. «Ситуация письменной речи» - прекрасное средство для развития устной речи, её самой сложной формы – монологчсеской.

Рассказы детей II младшей группы (от 3-х до 4-х лет).

Саша: Солнышко утром выглянуло, на рассвете, где-то в 6 утра. Оно разбудило белочку, белка стала чистить зубки, еще грызла орешки.

Никита: Солнышко встало утром, разбудило корову. Корова мычала: «Му-у, молока кому?».

Полина Р. : Утром проснулось солнышко, разбудило зайчат. Побежали они греться и собирать морковку.

Мира: Было утро. Солнышко проснулось, разбудило скворца своим лучикам за ноги. Скворец начал прыгать, зернышки клевать, потом полетел искать еду птенчикам.

Полина М. : Утром солнце встало, пригрело, разбудило петушка. Петушок проснулся и громко крикнул: «Кли-ки-ку».

Арина: Солнце в 4 встало, утром. Разбудило волка. Волк проснулся увидел зайчиков. Потом зайки испугались и убежали, а волк сонный.

Ксюша: Солнышко проснулось в 5 часов, утром значит. Оно разбудило ежика. Ежик проснулся, фыркнул и собирал грибы.

Дима: Утром проснулась солнышко, белку разбудило и зайчика. Они завеселились и стали гулять.

Влад: Солнце проснулось утром, пустило лучки и ежика разбудило. Он стал ловить мышей, утром было.

Алиса: Солнышко проснулось утром и разбудило корову, и она стала кричать «Му-у-у», травку ела сочную.

Публикации по теме:

«Ситуация письменной речи» в старшей группе.«Ситуация письменной речи» в старшей группе. Одним из важных приёмов для развития речи детей, является " ситуация письменной речи", это когда ребёнок сам диктует, а взрослый пишет под.

Самоанализ урока русского языка в 1 классе (УМК «Гармония») Аннотация к уроку русского языка Урок русского языка по образовательной системе УМК «Гармония» организован в соответствии с требованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ситуация письменной речи
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 14:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД