Лучший педагог года

Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе (5 фото)

Лилия Анатольевна Эминова
Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе

Методические рекомендации построения образовательной среды ДОУ с учётом возрастных и индивидуальных особенностей участников педагогического процесса

«В процессе игры ребенок не просто перевоплощается

в чужую личность, но, входя в роль, расширяет,

обогащает, углубляет собственную».

Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе

Л. С. Рубенштейн

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе» размещена в разделах

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в воспитании и психическом развитии ребенка. Для организации и реализации развивающих целей сюжетно-ролевых игр детей среднего дошкольного возраста необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день актуальный вопрос. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Фото №1 Рубенштейн Публикация Развивающая предметно пространственная среда для организации сюжетно ролевых игр в средней группе размещена в разделах Дидактические игры Конспекты занятий

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, гендерные особенности, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также особенности эмоциональной сферы. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возрастных особенностей, интересов, уровня активности.

Фото №2 Все конспекты Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда

Предметно - развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возраста детей, периода обучения, образовательной программы, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке. Предметный окружающий мир ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Знание методики организации сюжетно-ролевых игр в грамотно организованной предметно-пространственной среде позволит детям среднего дошкольного возраста усвоить умения и навыки, обозначенные целями самой игры, и будет им интересна. Цель организации и проведения сюжетно-ролевой игры в средней группе - расширение области самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов.

В средней группе необходимо развивать у детей интерес к сюжетной игровой деятельности, а в этом помогает развивающая предметно-пространственная среда.

Фото №3 РППС Средняя группа Сюжетно ролевые игры Темочки Сюжетно ролевые игры играют важную роль в воспитании и психическом

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) должна быть:

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной.

Содержание РППС должно строиться в соответствии с ООП ДО, соответствовать возрастным особенностям детей.

При организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для организации сюжетно-ролевых игр учитывались следующие принципы:

• принцип стабильности;

• принцип гибкости;

• принцип открытости;

• принцип доступности;

• принцип учета половых и возрастных особенностей.

С целью развития игровых умений по сюжету, обогащение социально-игрового опыта детей в группе оформлен «Уголок сюжетно-ролевых игр» в соответствии с требованиями зонирования группы. Содержание сюжетно-ролевых игр постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

- Трансформируемость среды. В группе имеются легкие передвижные, переносные конструкции-ширмы, мягкие модули, коврики-пазлы, тканевые накидки, которые дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте. Они позволяют детям изменять пространство в соответствии с сюжетом игры, можно переставлять ширмы, изменять их положение при организации нового сюжета и игровых действий. Дети вместе с воспитателем в процессе игры могут трансформировать и изменять предметно – пространственную среду, согласно замыслу игры и её содержанию, менять элементы игры, использовать другие предметы. Например, с помощью покрытия из ткани можно преобразовать сюжетно-ролевую игру «Больница» в игру «Шофёры».

- Содержательно-насыщенная, развивающая среда. Внесение новых игрушек наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому мы постоянно пополняем игровую среду атрибутами. Кроме основных сюжетно-ролевых игр мы организуем с детьми игры по интересам детей. Так, для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений в игре «В гостях у сказки» для детей были предоставлены элементы костюмов сказочных героев, маски животных, ленты, накидки, ширма. А процесс привлечения детей к изготовлению атрибутов усиливал желание детей быстрее начать игру, углубиться в ее сюжет, поднимал эмоциональный настрой детей. Активное участие в создании атрибутов для сюжетно – ролевых игр принимают родители (законные представители) воспитанников. Развивающая предметно – пространственная среда группы пополнилась атрибутами, привлекающими ребёнка к развитию интереса к игре и обогащению игровых действий. Это макеты деревьев для организации игры «Пикник на полянке», накидки и шапочки для игры «Больница», оформлены папки «Каталог причесок» для игры «Салон красоты», сделаны муляжи «продуктов питания» для игры «Магазин».

- Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Изготовлены совместно с детьми и родителями (законными представителями) игровые макеты «Бабушкино подворье», «Наша улица», «Зимние забавы», «Аквариум», которые оснащены наборами мелких игрушек. В процессе игры дети используют предметы-заместители, игрушки-самоделки, различные детали крупных напольных строительных наборов. Так, ткань разного размера и цвета используется детьми как полянка или речка.

Развивающая предметно - пространственная среда группы должна быть доступна детям. Каждый ребенок имеет свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым ему для игры. Наборы для организации сюжетно-ролевых игр рационально размещены по всему групповому пространству и располагаются на низких стеллажах, в пластмассовых контейнерах или в передвижных ящиках на колесах. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно подбирать атрибуты для осуществления замысла игры. Дети учатся объединяться в игре,распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Для организации сюжетно – ролевых игр дети свободно используют игровой материал из разных уголков группы. Например, книги, карандаши, мячи, музыкальные инструменты, муляжи фруктов и овощей, рюкзачки, сумки, посуда, куклы используются для игры в «Магазин», «Семья», «День рождения», «Пикник на полянке». При этом дети мобильно перемещают игрушки и игровые атрибуты, организуя сюжетную деятельность на ковре, в домике - палатке, на столе.

- Вариативность среды тоже предполагает наличие различных пространств и разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды мы учитывали интересы мальчиков и девочек, подбирали необходимые атрибуты для полоролевых игр.

- Доступность среды обеспечивает свободный доступ детей доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, необходимым ему для игры. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр рационально размещены по всему групповому пространству и располагаются на низких стеллажах, в пластмассовых контейнерах или в передвижных ящиках на колесах.

- Безопасность игрового оборудования и материалов в группе соблюдена на высоком уровне. На все игрушки имеются сертификаты, материалы и пособия соответствуют требованиям действующих СП. Все необходимые атрибуты и принадлежности хранятся в специально промаркированных контейнерах, оформлены и изготовлены с соблюдением требований безопасности для жизни и здоровья детей.

В соответствии с ООП ДО в средней группе выделено восемь основных сюжетно – ролевых игр с усложнениями в соответствии с возрастом.

1.«Дочки-матери».

Дополнено:

- «День рождения»,

- «Пикник на полянке»

Мебель среднего размера для гостиной и спальни

(диван, кресла, кроватки, шкаф, стол со скатертью, стулья и т. д.)

Куклы: мальчики и девочки.

Продукты питания, угощения.

Наборы посуды: столовой, кухонной, чайной, столовые приборы.

Коляски детские.

Сумочки, одежда, украшения для ряженья.

Бытовые приборы.

Гладильная доска, утюги, одежда для кукол, комплекты постельного белья

2.«Больница»

-«Поликлиника»,

-«Скорая помощь»,

-«Больница для животных «Айболит».

Наличие оборудованного места (кушетка, стол для врача, ширма).

Градусник, бинты, халат, шапочка, фонендоскоп, сумка медсестры, шприцы, грелка, телефон (в ср. гр. роли - врач, медсестра)

3. «Салон красоты».

Наличие оборудованного места (место для работы парикмахера, пуфик).

Одежда для парикмахера, пелерины для клиентов.

Разные виды расчесок (расчески с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные, пластмассовые ножницы, бигуди, фен, плойка.

Флаконы «парфюмерных средств».

Рекламные картинки с моделями причесок.

Аксессуары для оформления причесок (заколки, резиночки, бантики, можно иметь один новогодний парик).

Альбомы с разными видами причесок

4. «Мы - шофёры»

Чехол для кабины, руль, светофор.

5. «Магазин»,«Детское кафе»

Наличие оборудованного магазина, витрина с ассортиментом продуктов (маркер).

Весы, кассовый аппарат.

Одежда для продавца: фартуки и головные уборы.

Сумки, кошельки, корзины, тележки для покупателей.

Муляжи продуктов из разных материалов (пластмассовые, вязаные, резиновые, из соленого теста): фрукты, ягоды, мороженое, овощи и пр.

Муляжи денежных купюр, монет, банковских карточек.

6.«Моряки»

Штурвал, корпус корабля (чехол, якорь на цепи.

Форма моряков: бескозырки, воротнички моряков, тельняшки, фуражка капитана.

Бинокль, рупор.

Спасательный круг.

Флажки для украшения корабля.

Флажки сигнальные (красные, желтые).

Флаг, компас, карта.

Сеть рыбацкая.

7.«Почта»

Сумка почтальона

Открытки, конверты, бланки.

Газеты и журналы.

Посылки и бандероли, письма.

Почтовый ящик.

Весы, печать

8.«Строители»

Строительный материал (кубики, крупный и мелкий конструктор, модули и т. д.)

Игрушки для обыгрывания постройки.

Каски, униформа.

Инструменты (копии имитации строительных инструментов).

Строительный транспорт, подъемный кран.

Альбомы с фотографиями, рисунками различных построек, книги с изображением различных построек (дома, мосты и т. д.)

Картинки с изображением моментов строительства;

Картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и др.

Так как современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается., у детей появились новые роли и новые игровые сюжеты. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума. Мы дополняем сюжетно-ролевые игры новыми атрибутами и появляется новая игра. Так с помощью родителей (законных представителей) в нашей группе появились атрибуты к сюжетно-ролевым играм «День рождения», «Пикник на полянке», «Детское кафе», «Больница для животных «Айболит».

Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Использование детьми в играх предметов-заместителей, самодельных атрибутов вызывает у детей интерес и стимулирует воображение. Например, природный и бросовый материал. Жёлуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. используются как атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т. п., «Строители», «Водители» (коробки - грузы, строительный материал, «Семья» (подарки и угощение, что способствует проявлению детской инициативы. Дети любят переодеваться. Для этого в нашей группе существует «Шкаф интересных вещей». В сюжетно-ролевых играх у детей формируются первичные профессиональные компетенции, расширяются представления о взаимоотношениях взрослых, формируется уважительное отношение к труду человека. Все развивающие уголки в группе взаимосвязаны и дети имеют возможность по желанию интегрировать игру в разные виды деятельности.

Благодаря совместной работе с родителями (законными представителями)

предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители стали полноправными участниками педагогического процесса. Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы, создавать и обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы, позволяет решать многие задачи по воспитанию,

развитию и обучению детей. Родители нашей группы - это незаменимые наши помощники!

Развивающая предметно - пространственная среда является одним из составляющих, определяющих качество образовательных условий дошкольного образования. Ежегодно в ДОО проходит оценка РППС, что позволяет прогнозировать развитие оснащенности группы. В МАДОУ «Цветик-семицветик» разработаны диагностические карты по игровой деятельности, в том числе сюжетно-ролевой игры дошкольников (на основе материалов О. В. Солнцевой). Цель диагностики - изучение особенностей развития субъектной позиции ребенка в игровой деятельности. На начало 2021-2022 учебного года результаты педагогической диагностики показали достаточный уровень развития сюжетно-ролевой игры (80%). Это говорит о правильно выбранной тактике педагогического взаимодействия в сюжетно-ролевой игре и правильной организации РППС для сюжетно-ролевой игры детей.

Для проведения диагностики игровой деятельности в системе используем современные оценочные средства с применением ИКТ: наглядный материал, мультимедийные презентации, игры, тестовые задания на основе возможностей компьютерной программы Microsoft Word, Microsoft Power Point, онлайн сайт «Игровая площадка», программно-аппаратный комплекс «Сова», «Колибри» (ООО «Интерактивные системы»).

Педагогическая диагностика позволяет выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности, в том числе игровой.

Благодаря целенаправленному выявлению средовых и игровых потребностей, мы смогли создать развивающуюся предметно-пространственную среду для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в группе в соответствии с ФГОС ДО.

Фото №4 Развивающая предметно пространственная среда
Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группеРазвивающая предметно-пространственная среда в средней группе Организованная предметно-пространственная среда в группе должна предоставлять каждому ребёнку равные возможности для его всестороннего.

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленностиПредметно-пространственная развивающая среда в средней группе комбинированной направленности Предметно-пространственная развивающая среда - это та область, совершенствованию которой нет предела, которая открывает множество возможностей.

Развивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играмиРазвивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играми Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по созданию в нашем дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда средней группыРазвивающая предметно-пространственная среда средней группы Развивающая предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на окружающий мир ребенка. Является основным источником знаний и.

Развивающая предметно-пространственная среда в группеРазвивающая предметно-пространственная среда в группе Развивающая среда во второй младшей группе. В группе «Пчелка» создана развивающая среда согласно возрасту детей. Прежде всего комфортность.

Развивающая предметно — пространственная среда в подготовительной группеРазвивающая предметно — пространственная среда в подготовительной группе Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации образовательного процесса, охраны.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группеРазвивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Не секрет, что особую значимость для ребёнка имеют социальные условия его жизни, складывающиеся из общения, обучающих игр и развивающего.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группеРазвивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна соответствовать всем нормативам и в тоже время не быть загруженной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда для организации сюжетно-ролевых игр в средней группе
Опубликовано: 28 марта 2022 в 19:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД