Получи документы

Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм

Ольга Николаевна Серебрякова
Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм

Введение

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.

Публикация «Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм» размещена в разделах

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка.

Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются: наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности : зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.

В жанре пуантилизм рисуем ватной палочкой или тонким концом кисти, маркером, гелиевыми ручками, фломастерами, пальчиками.

Актуальность:

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому важно к каждому ребенку найти индивидуальный подход и дать возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования – пуантилизм.

Задачи:

o развивать умение планировать свою деятельность;

o формировать коммуникативную компетентность;

o познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пуантилизм;

o расширять представления детей о средствах выразительности (цвете, точке, ритме, композиционные навыки;

o воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка;

o расширять представление о жанрах изобразительного искусства, их особенностях.

Подготовительный этап:

Цель этого этапа состояла в том, чтобы определить уровень интереса дошкольника к эстетической стороне окружающей действительности с учётом удовлетворения его потребности в самовыражении.

Для решения этой задачи и более оперативного диагностирования были

выделены критерии и объединены в две группы:

• первая применяется при анализе продуктов деятельности;

• вторая – при анализе процесса деятельности.

Второй этап работы:

Проанализировав результаты мониторинга, составила примерный дальнейший план работы с дошкольниками, чтобы совершенствовать их технические и изобразительно-выразительные умения, а так же способствовать становлению позиции художника-творца.

Третий этап работы:

В практической части организации работы важно:

- создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о нетрадиционном стиле рисования – пуантилизм;

- осознание нюансов техники пуантилизм.

Техника рисования.

Сделать предварительный рисунок (эскиз). Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.

Принципы построения работы по рисованию в жанре пуантилизма :

o Принцип последовательности деятельности. От простого рисунка к сложному изображению, где предусмотрен переход от простых действий к сложной практической деятельности. (То есть, например, в усложнении, рисуя дерево, мы на ствол наносим красные, зеленые, желтые точки и получаем коричневый цвет, а вот крону рисуем жёлтыми и синими точками (зеленый) или взять красный и желтый, чтоб отобразить осеннее дерево).

o Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

o Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

o Принцип связи обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

o Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с напарником воспитателем, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

o Принцип доступности материала.

o Принцип вариативности в создании условий для творчества детей. Организация работы по нетрадиционной технике не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений, видеотека;

o Принцип ориентации на личностный рост каждого ребёнка. Нетрадиционные техники рисования могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, как пуантилизм, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Использование нетрадиционной техники изображения способствует коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом, повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе этой деятельности зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Рисование в технике пуантилизме, при подготовке ребенка к школьному обучению, учит его удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон кисти, регулировать темп, силу нажима, оценивать работу, укладываться в определенное время, доводить начатое до конца.

Развитие способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования пуантилизм, происходит в следующих направлениях:

o от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

o от использования готового оборудования, материала к применению тех, которые необходимо самим изготовить (применить пластиковую трубку использованного фломастера, из бросового материала: губка, разлохмаченный фетровый наконечник, рифлёная кружочками деталь конструктора);

o от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

o от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в этой нетрадиционной технике, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.

Используемые методы :

o позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

o дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

o формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

o способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Развивающие технологии :

o личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

o коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

o игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

o педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Ожидаемые результаты в подготовительной к школе группе:

формирование учебно-познавательной компетентности;

развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

развитие практических, художественно-творческих навыков.

самостоятельное применение техники для создания выразительного образа;

отображение эмоционального отношения и выражение отношения к изображаемому объекту;

расширение знаний детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностей.

Работа с родителями:

заочные и очные консультации;

участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;

тематическое родительское собрание;

семейные конкурсы;

организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности;

создание книги рисунков «Точечный мир».

совместная детско-родительская досуговая деятельность.

Вывод:

В работе по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - пуантилизм, предоставляется широкая возможность для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.

Литература:

Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Скрипторий, 2003.

Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Просвещение. М., 2005.

Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Субботина Л. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1998. А. В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Каро, 2007.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Доклад: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Воспитатель Борбай-оол.

Формирование творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционного рисования 1. Чернонебова Т. С 2. Формирование творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционного рисования 3. Цель - Формирование у.

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Долгосрочный проект (январь – май 2015г.).

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Даже нейрофизиологически дети видят.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2 часть 3 частьI. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть II.Технологический раздел Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть 2.2. Задачи, решаемые в опыте: Цель моей работы: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.

«Зимние напевы». Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Тема: «Зимние напевы» Цель: 1) Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом.

Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего возраста» Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего возраста. Цель: Создание условий для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 07:06
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД