Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие у дошкольников интереса к игре на детских музыкальных инструментах»

Лариса Рысаева
Опыт работы «Развитие у дошкольников интереса к игре на детских музыкальных инструментах»

"Развитие у дошкольников интереса к игре на детских музыкальных интересах" (из опыта работы)

(Материал из опыта работы был предоставлен к Педагогическим чтениям – 2020 (март) - «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы»")

Публикация «Опыт работы „Развитие у дошкольников интереса к игре на детских музыкальных инструментах“» размещена в разделах

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие. Весь процесс музыкально-эстетического воспитания в целом направлен на наиболее полное раскрытие индивидуальности ребенка как творческой личности, расширение сферы его образного мышления, умения сознательно оперировать результатами впечатлений и приобретенными навыками в процессе самовыражения.

Необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, используя в музыкально-образовательной деятельности все виды детской музыкальной деятельности. Одна из задач музыкального воспитания - научить детей понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства.

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие, и в частности, элементарное музицирование на занятиях, было интересно для детей; а также как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить детей слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Главной целью деятельности стало создание в нашем ДОУ условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления детей через музицирование на детских музыкальных инструментах.

В соответствии с целью сформированы основные задачи:

- развитие музыкальных способностей (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха);

- эмоциональной отзывчивости и творческой активности;

- игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Обучающие задачи:

1. Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

2. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

3. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля. 4. Поощрять желание детей импровизировать на музыкальных инструментах. 5. Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

Развивающие задачи:

1. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

2. Развивать мышление, аналитические способности.

3. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

4. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма

5. Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.

Воспитательные задачи:

1. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

2. Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели, усидчивость, целеустремленность.

3. Воспитание творческой инициативы.

В своей деятельности я использовала программу И. М. Каплуновой «Ладушки», где представлен раздел «Игра на детских музыкальных инструментах», а также авторскую программу Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». Мне понравилось в этих программах то, что они дают наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявления музыкальных и творческих возможностей детей.

Методы, используемые в работе:

• Наглядно-слуховой

• Практический

• Объяснение

• Наглядно-зрительный

• Метод активизации творческих проявлений

Формы учебных занятий:

• разные виды музыкальных занятий (сюжетные, тематические, интегрированные и др.);

• музыкально-дидактические игры («Узнай инструмент», «Музыкальное инструментальное эхо», «Какой инструмент лишний?», «Ручей», «Прогулка в парк», «Музыкальный магазин», «У кого музыкальный инструмент?» и др.);

• индивидуальная и самостоятельная музыкально-эстетическая деятельность (на занятиях и в группах);

• музыкальные праздники и досуги («Осень в гости к нам пришла», «Новогодний калейдоскоп», «Мамин праздник», «До свидания, детский сад», «Праздник-проказник» и др.);

Приёмы, используемые в работе:

• побуждения,

• предложения,

• совместного поиска,

• наблюдения.

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах мной включалась во все виды музыкальной деятельности. Технология опыта включала разработку перспективного плана, конспектов специально организованной деятельности с детьми, родителями воспитанников и педагогами учреждения.

Реализация содержания опыта работы предполагала деятельность с детьми дошкольного возраста, начиная с младшего, в течение четырех лет.

Последовательность обучения:

• ознакомление с детскими музыкальными инструментами в каждой группе в соответствии с возрастными возможностями;

• использование звуковых жестов (хлопки, притопы, шлепки, (модель Т. Тютюнниковой по системе К. Орфа);

• развитие чувства ритма с использованием различных детских музыкальных и шумовых инструментов (с помощью карточек ритмоформул, всевозможных электронных дидактических игр (видеопроект «Овощные ритмы», «Фруктовые ритмы» Ирины Бариновой, видеопроект Андрея Метляева «Ритмические загадки» и др);

• ознакомление со звучащими самодельными шумовыми инструментами (использование подобных инструментов в шумовых оркестрах и в «Сказках - шумелках» Е. Железновой);

• импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»);

• свободный обмен инструментами по желанию детей;

• разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности («Бумажный оркестр», в котором использовалась разноцветная бумага на Осеннем празднике детьми старшей группы, «Новогодняя полька» (оркестр детей подготовительной группы для музыкального подарка Деду Морозу, «Разноцветный дождик» (оркестр колокольчиков детей средней группы на празднике Осени, «Кухонный оркестр» на празднике, посвященном 8 марта (исполняли дети средней группы, оркестр «Заиграли наши ложки» (исполняли дети младшей группы, совместный оркестр с мамами «Наши мамы вместе с нами», исполнение частушек-веселушек мамами в сопровождении музыкальных инструментов на осеннем празднике, использование инструментов для музыкального сопровождения в сказках на театральном фестивале «Сказка за сказкой» и др.) Была создана система упражнений, направленных на освоение ребенком инструментом каждого из средств музыкального языка;

В течение всей образовательной деятельности были созданы педагогические условия, необходимые для успешного развития музицирования детей на музыкальных занятиях:

• развитие интереса к игре на музыкальных инструментах;

• воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

• последовательное усложнение музыкальной деятельности в процессе музицирования, обеспечение перспектив развития творчества детей;

• целенаправленное, систематизированное использование рассказов или бесед о музыке, музыкантах и музыкальных инструментах, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

• отбор музыкальных произведений для изучения;

• введение в занятия творческих, импровизационных и проблемных задач;

• смена видов музыкальной деятельности на занятиях;

• сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

• введение в структуру занятия игровых элементов, дидактических игр;

• создание музыкальных зон в группах;

• в работе с педагогами ДОУ и с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах»: консультации, практикумы, мастер-классы, информационные листы, участие в совместных мероприятиях.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Доступность учебного материала, основанного на широком привлечении жизненного опыта детей и примеров из окружающей действительности, работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, послужили источником развития музыкально – эстетического воспитания детей.

Эффективность опыта подтверждается выступлением на различных мероприятиях в ДОУ (на праздниках, в досугах) и на городских мероприятиях (в частности, на городском фестивале детского творчества «Весенние капельки», в городском концерте «Осенние задоринки» В ДДТ, посвященном Дню пожилого человека)

Полученный в опыте результат:

Диагностика по критериям «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста», С. И. Мерзляковой показала, что игра на детских музыкальных инструментах развила музыкальные способности детей (разные виды музыкального слуха). У дошкольников активизировались музыкальная память и творческое воображение, сформировался эмоциональный отклик на музыку, развились импровизационные навыки.

Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возник ли у детей интерес к этому занятию, стремится ли каждый к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков.

Для успешной реализации опыта было необходимо:

• Учебно-методическое обеспечение: методическая литература (указана в библиографии, компакт-диски с музыкой, соответствующий музыкальный материал (русский потешный, игровой, календарный, сказочный фольклор, классическая и современная музыка).

• Наличие различных групп музыкальных инструментов: ударных (барабаны, бубны, маракасы и др., ударных мелодических с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, пианино, духовых однозвуковых (дудки, свистульки, трубы, наборов народных инструментов (трещотки, бубенцы, колотушки, деревянные ложки и т. п.)

• Нестандартные самодельные шумовые инструменты.

Анализ проведенной работы.

Проведенная работа по обучению игры на музыкальных инструментах:

- обогатила детей опытом восприятия музыки;

- воспитала интерес к детским музыкальным инструментам;

- способствовала развитию чувство ритма;

- научила различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;

- способствовала обучению правильным приемам звукоизвлечения;

-помогла играть по одному и в ансамбле, самостоятельно организовывать небольшой оркестр.

Представленная система работы направлена не только на обучение игре на детских музыкальных инструментах, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку в процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Результативность опыта

Проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование детских музыкальных инструментов содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.

Библиографический список:

1. Ветлугина Н. А, «Музыкальный букварь» - М., 1989

2. Каплунова И. М. .«Ладушки», Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева, - СПб. «Невская нота» 2015

3. Каплунова И. М., Методический комплект программы «Ладушки» (И. А. Новоскольцева и И. М. Каплунова) - СПб: «Композитор», «Невская нота»:

• «Праздник каждый день», Конспекты музыкальных занятий. Младшая группа, средняя, старшая, подготовительная группы.

• «Этот удивительный ритм». Композитор – Санкт-Петербург, 2005.

• «Наш веселый оркестр». Композитор – Санкт-Петербург.

4. Кононова Н. Г. Музыкально- дидактические игры. М., Просвещение, 1982.

5. Кононова Н. Г Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах. - М., 1990.

6. Комиссарова Л., Костина З. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986

7. Радынова О. П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольни-ков и младших школьников

8. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., Владос,1994.

9. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация оздоровительной работы и развитие познавательного интереса воспитанников в летний периодОрганизация оздоровительной работы и развитие познавательного интереса воспитанников в летний период Лето – это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие у дошкольников интереса к игре на детских музыкальных инструментах»
Опубликовано: 1 октября 2023 в 22:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД