Получи документы

Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Оксана Доблер
Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Мастер-класс для родителей

Цель: Познакомить родителей с особенностями работы с детьми с умственной отсталостью.

Задачи:

Познакомить родителей со способами развития :

- познавательного интереса;

- пассивного словаря (понимания речи);

Публикация «Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах

- развитием произносительных навыков;

- тактильной чувствительности; мелкой моторики рук.

Познакомить родителей со способами формирования произвольных произносительных навыков.

Познакомить родителей со способами снятия напряжения у детей;

Познакомить родителей со способами поддержания интереса к играм и упражнениям, превратив их в занимательную игру;

Оборудование:

Сенсорный бассейн с фасолью, декоративные игрушечные цветочки, карточки с изображением цветов, деревьев, карточки-символы звуков, «Волшебный мешочек», коробочка с крышечкой, игрушка уточка с широко открывающимся клювом, фотоальбом с фотографиями, альбомы Новиковой-Иванцовой Т. Н.

Ход занятия:

Как вам известно, до момента появления первых слов должна произойти закладка речевого фундамента:

Проявление интереса у ребенка к понимаю окружающих его звуков и желание взаимодействовать с миром посредством вербального общения (о сенсорном опыте);

Способность различать речь, музыкальные, бытовые шумы.

Достаточный уровень развития зрительного и слухового внимания.

Достаточный объем понимания обращенной речи (объем пассивного словаря).

Наличие способности подражать и повторять.

Т. о. ребенок постепенно понимает слова взрослых, и у него нарабатывается пассивный словарный запас (понимание речи) и шаг за шагом, приобретает навыки речевого общения.

Накопление пассивного словаря

Основное правило для успешного развития понимания речи : соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.

Накопление словаря ребенка происходит в следующей последовательности:

Существительные:

- Предмет предъявляется и называется.

- Ребенка знакомят с назначением предмета.

- Организуется игра, во время которой предмет неоднократно называется.

- Ребенок по слову находит предмет при выборе их двух.

- Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большого количества

предметов.

- Для формирования понятия ребенку предъявляется аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре, и их изображения.

- Название предмета включается в игры, песенки, потешки. Начинается работа над включением слова в активный словарь ребенка.

Многократное повторение также благотворно влияет на запоминание.

- Таня, это цветок. (рисунок на белом фоне)

- Таня, на цветок. (вырезанный по контуру цветок)

- Таня, открывай коробочку. Что там? (живой цветок, бутон розы)

- Это цветок.

- Понюхай! Ах!

- Таня, развяжи мешочек. Что в мешочке? (искусственный цветок)

- Это цветок.

Д/и «Ищи!» (бассейн для ладошек с фасолью и декоративными цветочками)

- Таня, ищи!

- Ура! (показ артикуляции, ребенок повторяет) Нашла!

- Цветок!

- Кто молодец?

Помочь ребенку показать жестом (ладонь на грудь или указательный палец, по возможности ребенка)

- Я! (ребенок указывает на себя)

Ребенок находит в бассейне 5 цветочков и складывает в корзиночку. Каждый раз при успешном поиске, педагог называет слово «Цветок». Стимулирует ребенка к произнесению слова «Ура», «Я».

- Таня, дай мне цветок.

Стимулируем ответ ребенка: «На».

- Таня, где Утя. (игрушка Уточка)

- Позови! Утя! (логопед акцентирует внимание на артикуляции по методике Т. В. Грузиновой)

- Утя принесла картинки.

( 2 картинки: цветок и дом)

- Таня, дай цветок.

Стимулируем ответ ребенка: «На».

Далее педагог предлагает 5 картинок

- Таня, дай Утке цветок.

Стимулируем ответ ребенка: «На».

Исходя из возможностей ребенка можно предложить игру «Найди такой же»

Глаголы:

Знакомство ребенка с действием или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «идёт».

1. Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется. Обычно, проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам. Я использую методику Новиковой-Иванцовой Т. Н. («От слова к фразе» альбом № 1). В этом альбоме подобран лексический и дидактический материал, который будет способствовать интересному и многократному упражнению детей. Для этой работы нужны ранее усвоенные названия шести игрушек: кошка, мишка, заяц, кукла, поросенок. При этом дети могут называть их боле простыми по структуре словами (киса, миша, зая, ляля, хрюша). На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря. Каждый глагол отрабатывается с указанными шестью игрушками (миша идёт, киса идёт и др.).

На данном этапе так же продолжаем работать над формированием у детей указательного жеста.

Сначала я называю: «Миша идёт», «Киса идёт»

- Таня, покажи, где киса идет. (ребёнок показывает и по возможности, называет)

Если ребёнок затрудняется, показываю его пальцем картинку.

Затем предлагаю ребенку поиграть с карточками:

- Миша идёт. Закрой картинку. (ребенок сам или с помощью кладет на нее карточку).

Когда картинки все закрыты, инструкция меняется: «Миша идет. Открой картинку». Ребёнок сам или с помощью взрослого поочередно открывает все картинки. Сначала все эти задания проводятся в порядке данном на листе: слева направо, сверху вниз. Постепенно порядок нахождения, закрывания и открывания меняется. Необходимо учить ребенка вслушиваться и понимать инструкцию взрослого.

После глагола «идёт» в том же порядке отрабатывается следующий – «бежит». Далее идёт дифференциация глаголов «идёт - бежит». Каждый новый отработанный глагол дифференцируется с ранее известными.

2. Ребенок выбирает одно из двух действий (миша идёт - миша спит).

3. Выбор из большого количества вариантов.

4. Включение слова в быт и игры. Как вариант - работа с семейным фотоальбомом ребенка (Что делает папа/мама/баба/деда? и др.).

5. Включение слова в активный словарь. На данном этапе использую лото и другие настольно-печатные игры.

Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

Не совершайте ошибок:

Темп речи не должен быть быстрым;

Речь должная быть полнозвучной, т. е. четкое произнесение гласных звуков с выделением ударных гласных, несколько удлиняя их;

Выдерживайте паузы между обращением к ребёнку (инструкцией что делать) и выполнением им заданного действия. Детям необходимо время осознать инструкцию и уж потом выполнить необходимое действие.

Общайтесь с ребенком простыми и привычными фразами, не добавляйте слова, которые не пригодятся в ближайшее время;

Используйте четкие короткие понятные инструкции: «Покажи», «Дай»;

Старайтесь использовать одни и те же слова для обозначения действий;

Интонация должна быть доброжелательная, не осуждающая;

Ежедневно работайте над расширением словарного запаса;

Игнорируйте просьбы, озвученные криком, если это возможно, просите конкретики;

Напоминайте, что нужно смотреть в лицо человека, с которым ребенок ведет беседу или занимается;

Развитие моторики ускоряет прогресс;

Предлагайте детям раскрашивать, лепить, мастерить, играйте вместе.

Формирование словаря у ребенка с особенностями в развитии требует достаточно длительной работы, большого старания и умения. Ориентируйтесь на его развитие и будьте готовы к небольшим шагам.

Публикации по теме:

Формирование активного словаря у младших школьников с умственной отсталостью Как отмечают многие исследователи, нарушения познавательной деятельности у умственно отсталых детей накладывают отпечаток на формирование.

Формирование словаря у детей дошкольного возраста "Формирование словаря у детей дошкольного возраста". Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во.

Характеристика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений.

Развитие социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы Актуальность : Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы попадают.

Фронтальное занятие для детей с умеренной умственной отсталостью «У нас в гостях петушок» Фронтальное занятие для детей с умеренной умственной отсталостью Развитие ручной моторики, развитие слухового восприятия, развитие течи.

Конспект занятия «День русской поэзии» для детей с умственной отсталостью Конспект межгруппового занятия на тему: «День русской поэзии» Цель: речевое развитие и формирование интереса к художественному слову, умения.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) 2018г. Разработала: Савосина Я. Н.

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью УДК 159.923.2 М. Г. Архипова студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Опубликовано: 20 мая 2019 в 21:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД