Лучший педагог года

Развитие одаренности в современной образовательной среде

Лилия Хайруллина
Развитие одаренности в современной образовательной среде

Статья на тему:

«Развитие одаренности в современной образовательной среде»

Совершающиеся перемены в концепции дошкольного преподавания и обучения: направленность в гуманизацию целой преподавательской деятельностью, формирование обстоятельств с целью формирования индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Публикация «Развитие одаренности в современной образовательной среде» размещена в разделах

При данном особенная значимость в раскрытии и формировании одарённости у дошкольников предотвращается преподавателю-специалисту по психологии, главной целью работы какого считается создание единого ансамбля событий,нацеленных никак не только лишь в ребенка, однако и на их родителей, и педагогов ДОУ.

При анализе трудности одаренности дошкольников наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о важности и самоценности дошкольного этапа раннего возраста (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В.  Казак, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер). 

Н. С. Лейтес акцентирует 3 группы ребенка, которых общепринято называть талантливыми

дети с высоким IQ;

дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;

дети с высокой креативностью;

Научно доказано, что одаренность и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, одарённостью. Дошкольное детство это период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов, происходящих в психике. Таким образом, можно утверждать, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития задатков одарённости.

Самое важное условие успешности работы с одарёнными детьми – слаженная работа всех участников (воспитателей, педагога-психолога и родителей). Наиболее значимая роль отводится педагогу-психологу, так как именно этот специалист осуществляет необходимые мероприятия для выявления предпосылок одарённости и их развития.

Проблема выявления одаренности в дошкольном возрасте представляется как сложная в методическом плане задача, особенно с точки зрения определения процессуальных характеристик. А именно они наиболее значимы на этапе дошкольного детства как для самого ребенка (он в большей степени увлечен процессом творчества, чем получением определенного продукта, так и для оценки его одаренности. Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности.

Не терпится выделить, то что характеристики исследовательских методов никак не считаются едиными и необходимым индикаторами одаренности дошкольника.

Существует определённая возрастная последовательность проявления способностей в разных областях.

В возрасте 2-3 лет ребёнок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Таким образом создаётся благоприятная среда для общего развития ребёнка, в частности для пробуждения его природного потенциала.

В возрасте 3-5 лет ребёнок, участвуя в разных видах деятельности, закрепляет интерес к творчеству и желание заниматься. При этом необходимо учитывать уровень развития ребёнка в конкретном виде деятельности. Поэтому педагог-психолог оказывает профессиональную помощь воспитателям в определении индивидуального подхода к ребёнку в воспитательно-образовательной работе.

Развитие дошкольника в 5-6 лет характеризуется ярким проявлением его природного материала. Один из показателей одарённости ребёнка – повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. На этом этапе педагог-психолог и воспитатели создают интеллектуально-творческий портрет одарённого ребёнка.

Преподаватель-специалист по психологии советует родителям и преподавателям грамотно осуществить и сформировать требование с целью последующего формирования одарённости у дошкольника. Он становится координатором действий воспитателей групп и родителей. Воспитатели по рекомендации специалиста подбирают для детей соответствующие их развитию игры и контролируют усвоение воспитанниками программ обучения и воспитания.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю. К. Кулюткина, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, В. И. Панова, А. В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения.

Предметно-информационное обогащение среды (наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования).

Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды (разнообразные, неожиданные преобразования среды).

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с её коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Существует много различных способов работы с одаренными  детьми, в частности в нашем детском саду мы применяем разнообразные направления арт-терапии для развития интеллектуально-творческой способностей дошкольников.

Реализация предложенного подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми,  и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, людей способных нестандартно, творчески  мыслить.

Публикации по теме:

Модель современной образовательной среды ДОО в средней группе «Мой город, моя страна» в течение календарного месяца Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ.

Реализация регионального компонента в образовательной среде. Удмуртский уголокРеализация регионального компонента в образовательной среде. Удмуртский уголок Для знакомства детей с культурой и традициями родного края и в рамках реализации ФГОС во второй младшей группе "Лесобазовского" детского.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения) Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Индивидуальный маршрут ребенка с признаками одаренности ]ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ Воспитатель: Латухина Татьяна Григорьевна Для воспитанника: Гриценко.

Инновационная деятельность в современной образовательной организации Глaвнoй целью Федеральнoгo гoсудaрственнoгo oбрaзoвaтельнoгo стaндaртa дoшкoльнoгo oбрaзoвaния (Прикaз Минoбрнaуки Рoссии oт 17.10.2013.

Модель образовательной деятельности. Познавательное развитие-математическое развитие Модель образовательной деятельности: Познавательное развитие - математическое развитие Воспитатель: Ребрунова Э. С. Тема: Тема : Занятие.

О развитии одаренности у детей дошкольного возраста Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные.

Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС до В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно.

Тема: «Поддержка детской одаренности на занятиях по физической культуре в ДОУ» В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к.

Экологическое развитие ребёнка в этнокультурной среде Цели: -Формирование норм поведения, направленных на единение нравственности с экологическим знанием и поведением. -Развивать интерес дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие одаренности в современной образовательной среде
Опубликовано: 9 мая 2017 в 21:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД