Лучший педагог года

Проект «Повышение компетентности родителей в коррекционной работе по развитию фонематического слуха дошкольников»

Наталия Тимофеева
Проект «Повышение компетентности родителей в коррекционной работе по развитию фонематического слуха дошкольников»

Современная действительность предъявляет высокие требования к нам, взрослым сформировавшимся людям. Но требования растут и к ребенку – будущему полноправному члену общества. Ребенок становится личностью, а полноценное ее развитие невозможно без формирования правильной речи.

Дошкольный возраст является этапом активного речевого развития. Безусловно, в формировании речи малыша огромную роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Публикация «Проект „Повышение компетентности родителей в коррекционной работе по развитию фонематического слуха дошкольников“» размещена в разделах

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, стало очень заметным количество детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу у дошкольников, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса: педагогов, специалистов, родителей, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Актуальность проекта

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития. И происходит это не только из-за ухудшения генофонда нации, увеличения нарушений перинатального развития детей, их общей соматической слабости, но и за счёт растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье, берущей своё начало ещё в младенческом возрасте. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время не всегда думают об этом и пускают процесс развития речи своих детей на самотек. Малыш проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст родителей, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Проходит время, и вчерашний дошколенок начинает новый этап своего жизненного пути, он становится учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше.

В настоящее время школьные программы все больше усложняются, и обучение ставит ребенка в очень жесткие рамки. Современная школа требует, чтобы в 7 лет ребенок владел следующими элементарными учебными навыками:

• Правильно произносил все звуки родного языка;

• Производил звуковой анализ слова;

• Выделял первый и последний звук в слове;

• Называл по порядку все звуки в слове;

• Делил слово на слоги;

• Определял количество звуков и слогов в слове;

• Выделял ударный слог и звук;

• Владел грамотой в пределах, обусловленных программой первого класса массовой школы и т. д.

Успешное овладение учебными навыками и обучение в школе во многом зависит от сформированности в дошкольном возрасте сенсорного опыта ребенка. Сенсорной основой развития слуховой и звуковой стороны языка является фонематический слух. Значение хорошо развитого фонематического слуха для полноценного речевого и умственного развития ребенка неоднократно подчеркивалось исследователями детской психологии и педагогики.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

• необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах развития фонематического слуха ребенка.

Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему.

Проблема.

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на логопеда ДОУ. В основном они воспринимают развитие речи только как обучение правильному звукопроизношению.

Из опыта работы с родителями, чьи дети посещают занятия на логопункте, выяснилось, что родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя это тем, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями, не имеют достаточно ясного представления о комплексности процесса коррекции речи. И практически все родители уверены, что оказывать помощь ребенку в коррекции речевых нарушений должен учитель-логопед.

Коррекционная работа в условиях логопункта имеет свою специфику. Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы детского сада.

Конечно, в условиях логопункта воспитанники имеют возможность получить необходимую специализированную коррекцию различных речевых нарушений, и в первую очередь – фонематического слуха, фонематического восприятия и звукопроизношения. Но здесь необходимо отметить тот факт, что когда дефекты произношения усилиями логопеда устраняются или делаются практически незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская достаточное количество труднообъяснимых ошибок. То есть, часть выпускающихся в школу детей являются потенциальными дисграфиками и дислексиками. Они оказываются один на один со своими проблемами, вызывая насмешки одноклассников, недовольство педагогов и раздражение родителей. Систематическая коррекционно – педагогическая и психологическая поддержка оказывается доступна не всем, так как не во всех школах работают учителя - логопеды. Получается, что логопункт, который ребенок посещал в период дошкольного детства – практически единственное место, где он мог получить необходимую специализированную помощь по формированию фонематического слуха.

Это определило необходимость поиска новых направлений работы. Таким направлением мною была выбрана работа с родителями.

Передо мной встала проблема донести до родителей, что формирование речи нельзя сводить лишь к коррекции звукопроизношения. Важно было убедить родителей, что их роль в полноценном речевом развитии ребенка очень велика и все усилия логопеда без их помощи будут недостаточны.

В связи с этим возникла необходимость помочь родителям ознакомиться с приемами развития фонематического слуха, правильно организовать коррекционную работу, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Ведь ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.

Гипотеза

Если я буду использовать более эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, сделаю их своими союзниками, то повысится уровень сформированности фонематического слуха дошкольников. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку в развитии фонематического слуха в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и специалистов детского сада на различных этапах обучения будет способствовать большей результативности коррекционной работы. Если целенаправленно и систематически заниматься развитием фонематического слуха детей с дошкольного возраста, повысить компетенцию родителей в данном вопросе, то можно предупредить многие нарушения письменной и устной речи при обучении детей в школе.

Поэтому целью проекта стала разработка и апробация системы методических мероприятий для родителей по вопросам развития фонематического слуха детей.

Выводы

Своевременное развитие фонематических процессов – один из важнейших факторов подготовки воспитанников к школе. Дети, с несформированными специальными умственными действиями, направленными на дифференциацию фонем и установление звуковой структуры слова, испытывают большие трудности в школьном обучении.

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребё нка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, нарушается логическая и смысловая память, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия.

По результатам анкетирования родителей в конце учебного года можно сделать вывод, что активизировалось их участие в коррекционной работе; у них появилась удовлетворенность работой, повысилась их педагогическая компетентность в вопросах развития фонематического слуха детей. Реализация представленного проекта позволила добиться высоких стабильно положительных результатов в коррекционно-педагогической работе в процессе формирования фонематического слуха детей, создать атмосферу доверия, взаимопонимания, поддержки, творческих, партнерских отношений между детьми, родителями, учителем-логопедом.

В результате моего взаимодействия с родителями наблюдается положительная динамика развития фонематического слуха детей, что подтверждают результаты повторной речевой диагностики.

Использование ИКТ вызвало интерес у детей и их родителей, особенно они откликнулись на возможность продолжения коррекционной работы в домашних условиях с помощью мини-сайта, как как он является эффективным средством для получения новой информации и обобщения и систематизации уже имеющейся.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Поставленное на систематическую основу плодотворное и позитивное сотрудничество и дает возможность быстрее и эффективнее достигнуть единой цели.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому еще предстоит учиться и педагогам и родителям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у дошкольников «Развитие фонематического слуха у дошкольников» Родители часто полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать.

Буклет для родителей «Обучение грамоте и развитие фонематического слуха» ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Обучение грамоте и развитие фонематического слуха» Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная.

Консультация «Повышение компетентности родителей в области музыкального развития детей с помощью совместной деятельности» Тема: «Повышение педагогической компетентности родителей в области музыкального развития детей через вовлечение их в совместную деятельность».

Консультация для родителей и педагогов «Дидактические игры для развития фонематического слуха» Дидактические игры для развития фонематического слуха Фонематический слух - умения выделять и различать звуки речи. Без полноценного восприятия.

Консультация для родителей «развитие фонематического слуха у детей 5–6 лет» «Развитие фонематического слуха у детей 5 -6 лет»В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха. Фонематическим.

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ (5–6 лет)Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с ОВЗ (5–6 лет) Развитие фонематического и слухового восприятия является одной из главных задач коррекционной работы, наряду с развитием грамматического.

Презентация «Повышение компетентности родителей с помощью социально-коммуникативных технологий» Уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию консультацию на тему: «Повышение компетентности родителей с помощью социально-коммуникативных.

Проект «Повышение ИКТ — компетентности педагогов ДОУ» Если сегодня будем учить Так, как учили вчера, Мы украдем у наших детей завтра. (Джон Дьюи). Актуальность: Воспитатели испытывают трудности.

Развитие фонематического слуха дошкольников в условиях речевой группы детского садаРазвитие фонематического слуха дошкольников в условиях речевой группы детского сада Работа по формированию фонематических процессов строится поэтапно, сначала детей знакомим с неречевыми звуками используя игры типа: «Что.

Сообщение для родителей «Игры для развития фонематического слуха» «Игры для развития фонематического слуха» Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются упражнения, которые хотят подготовить своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Повышение компетентности родителей в коррекционной работе по развитию фонематического слуха дошкольников»
Опубликовано: 22 мая 2019 в 10:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД