Получи документы

Организация речевого развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС

Елена Макаренко
Организация речевого развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.

Сегодня школа требует от ребенка, переходящего из детского сада в первый класс, высокого уровня умственного развития, который необходим для успешного усвоения программы начальной школы. Будущий первоклассник должен владеть устной речью, уметь правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения. Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Публикация «Организация речевого развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос о создании оптимальных педагогических условий для полноценного речевого развития детей.

С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.

Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

В процессе организации работы по речевому развитию детей используем следующие подходы:

1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

развитие грамматического строя речи;

развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусматриваем:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном партнёрстве с родителями;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

- изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства.

Во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки с требованием ФГОС. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.

Организацию воспитательно - образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Используем разнообразные формы работы в течение дня: образовательную деятельность, беседы, словесные, дидактические игры, индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности.

Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи.

В ходе НОД большое внимание уделяем развитию словаря. Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах.

В образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.

В своей работе мы используем следующие средства развития речи :

- общение взрослых и детей;

- культурная языковая среда, речь воспитателя;

- обучение родной речи и языку на занятиях;

- художественная литература;

- различные виды искусства;

- занятия по другим разделам программы.

Для совершенствования работы в МДОБУ по речевому развитию детей дошкольного возраста были проведены педагогические советы:

-«Совершенствование речевого развития детей посредством игровых технологий в условиях реализации ФГОС»;

- «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»;

- «Проектная деятельность- как средство формирования познавательно- речевого развития дошкольника в соответствии с ФГОС".

По окончании педсоветов проводятся выставки игр и пособий, изготовленных педагогами по данной теме.

Коллективные, групповые, индивидуальные консультации - их темы продиктованы годовыми задачами работы всего коллектива, запросами воспитателей, выявленными трудностями в работе педагогов. В ходе работы были проведены следующие консультации:

- «Использование игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»

- «Методы и приёмы развития компонентов устной речи»

- «Способы повышения речевой активности у дошкольников»

В системе профессиональной компетентности педагогов нашего ДОУ в образовательном процессе значительную роль играют открытые просмотры занятий. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознавать свои недочёты. С этой целью был просмотрен ряд открытых занятий:

- НОД с использованием игровых технологий, мнемотехники в речевом развитии детей :

- «Лесная прогулка»;

- «Лесная посылка»;

- «День рождение цыплёнка».

- НОД по ознакомлению с художественной литературой:

– чтение произведения М. Горького «Воробьишко»;

- рассказывание русской народной сказки «Колобок».

А также педагогами были проведены мастер - классы:

- «Театрализация – как средство речевого развития детей дошкольного возраста»;

«В стране дидактических игр»;

- Интерактивная игра «Найди ошибку» видеоролик с различными

педагогическими ситуациями.

В нашем учреждении распространение педагогического опыта проходит через открытые занятия, выступления на методических мероприятиях. И, конечно, педагогические советы, различные по форме организации. Это и круглые столы, и педагогические калейдоскопы, викторины, деловые игры.

Для успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста, педагоги нашего ДОУ поделились своим опытом работы по следующим темам:

- Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста».

- Пальчиковые игры как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.

Опыт работы педагогов по речевому развитию детей был представлен на семинаре совместно с учителями в форме интерактивной игры по теме: «Пути обеспечения преемственности ООП дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС».

На семинаре представлялся мастер класс (из опыта работы) на тему «Использование мнемотехники в ДОУ и в повседневной жизни».

В современных условиях организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, изучили ряд педагогических технологий, которые педагоги используют для развития речи детей дошкольного возраста:

-здоровье сберегающие технологи;

-ИКТ – технологии

-игровая технология

- «Азбука общения»

- мнемотехника

- синквейн

-технология проблемного обучения

-проектная деятельность

- технология исследовательской деятельности

- технология интегрированного обучения.

Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Работая по проблеме речевого развития детей, нами были:

- Оформлены информационные стенды для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.

- Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками».

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно - пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников, но несмотря на это, мы продолжаем работу по формированию и развитию речи детей.

Публикации по теме:

Организация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОСОрганизация центра уединения в детском саду в соответствии с ФГОС Разновозрастной группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад Комбинированного вида № 28» Г. Новомосковск. Кузнецова Оксана.

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для педагогов ДОО «Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС» Шесть лет назад во всех образовательных учреждениях были внесены нормативные изменения. Это связано с выходом в свет нового образовательного.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация речевого развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 1 сентября 2023 в 02:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД