Папки-передвижки

Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников

Май Светлана
Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников

Потешки – это разновидность русского стихотворного фольклора. Это короткие произведения, которые предназначены для самых маленьких. Их рассказывают детям с первых дней их рождения.

Младшая группа

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься –

Зайка трусишка.

Публикация «Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

-Зайка белый

Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

В младшем дошкольном возрасте расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.

На четвертом году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения со взрослым и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей четвертого года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счё т расширения круга персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” – о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребё нка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!

Солнышко-ведрышко

Текст Движения

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,

По камушкам скачут. Выполняют 8 «пружинок».

Прыжки на двух ногах или с поворотом вокруг себя и хлопками в ладоши.

Огуречик-огуречик

Текст Движения

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет. Прыгают легко на двух ногах.

Идут к «мышке» пружинящим, осторожным шагом.

Мышка догоняет.

Радуга-дуга

Текст Движения

Рудуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышко-

Колоколнышко! Легкие прыжки на одной ноге.

Прыжки на другой ноге.

Из-за леса, из-за гор…

Текст Движения

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Тпру-у! Шагают высоким шагом, руки вытянуты вперед, кисти полусогнуты, как бы удерживают лошадку.

Скачут прямым галопом.

Останавливаются.

Поехали с орехами

Текст Движения

Поехали, поехали

С орехами, с орехами,

К дедке по репку,

По пареньку,

По сладеньку,

По горбатеньку…

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Тпру-у! Легкий мелкий бег.

Прямой галоп.

Остановка.

Средняя группа

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку :

Ходит сон по горе,

Носит дрему в руке,

Всем детишкам продает,

Нашей Кате не дает.

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка.

Сиреневая веточка.

Ах, ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек.

В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.).

Радуга-дуга

Текст Движения

Рудуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышко-

Колоколнышко! Легкие прыжки на двух ногах, затем по четыре прыжка н а каждой ноге.

Скачет зайка

Текст Движения

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка! Дети стоят по кругу, проговаривают текст потешки, а выбранный заяц скачет внутри круга. С концом потешки он выбегает в «ворота» (поднятые руки детей). Выбранный «охотник» ловит зайца.

Мыши водят хоровод

Текст Движения

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот-

Разобьет ваш хоровод. Дети идут по кругу хороводным шагом, затем меняют направление и движение с шага на легкий бег.

Пружинящим шагом подходят к заранее выбранному «коту» в углу зала.

С последними словами потешки Васька-кот ловит «мышей».

Старшая группа

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т. д.

Андрей-воробей

Текст Движения

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

Клевать колосок. «Ковырялочка» на месте или полуприсядка с попеременным выставлением ног на пятку.

Движение «Козел».

Две тетери

Текст Движения

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Налетели две тетери,

Поклевали.

Улетели.

Шу-у-у! Заранее выбираются «тетери» и «охотник». Дети вместе с «охотником» идут в хороводе».

«Тетери» залетают в круг и клюют творог.

Дети поднимают руки вверх, охотник выбегает из круга и ловит улетающих тетерь.

Скок-поскок

Текст Движения

Скок, поскок,

Молодой дроздок.

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька

Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок. Дети прыгают на месте, сложив сзади руки «хвостиком».

Прыгают по кругу друг за другом.

Сходятся к центру круга на пружинящем шаге со слегка разведенными руками.

Приседают.

Поднимают руки вверх и расходятся спиной, расширяя круг.

Сидит зайка

Текст Движения

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый,

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут,

Едут-скачут в поле

Во-пустом, во-пустом.

Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите.

Я у-шел. Дети стоят полукругом. Перед ними «ворота». За полукругом выбранные заранее два «охотника». Перед полукругом «заяц», он прыгает на корточках.

«Охотники» двигаются по кругу прямым галопом.

Заяц останавливается вместе с охотниками. На последние три строчки заяц кружится, показывает рукой хвостик и убегает в «ворота».

Охотники могут поймать зайца только обхватив его руками вдвоем.

Кошка на окошке

Текст Движения

Кошка на окошке

Рубашку шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет. Дети складывают руки «полочкой» и играют ими.

Попеременно выставляют ноги на пятку.

Как у нашего соседа

Текст Движения

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси-в гусли,

Утки-в дудки,

Овцы-в донцы,

Тараканы-в барабаны. Дети идут по кругу хороводным шагом.

Прищелкивают пальцами перед собой.

Показывают игру на дудочке.

Делают «тарелочки».

Кладут руки на пояс и выполняют «топотушки».

Чики-брики

Текст Движения

Чики-брики, ты куда?

Чики-брики, на базар.

Чики-брики, ты зачем?

Чики=-брикиЮ за овсом.

Чики-брики, ты кому?

Чики-брики, я коню!

Чики-брики, а какому?

Чики-брики, вороному! Дети выстраиваются в две шеренги и по одному выходят навстречу друг другу высоким шагом. В конце каждого вопроса т ответа-притоп.

В образовавшихся парах один становится «всадником», другой- «лошадкой». Дети скачут прямым галопом.

Дуют ветры

Текст Движения

Дуют ветры

В чистом поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пироги. Дети раскачивают руками из стороны в сторону.

Делают круговые движения руками, пружиня ногами.

Лепят «пироги».

Подготовительная группа

В подготовительной группе детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни.

Два карася

Текст Движения

Под мельницей,

Под вертельницей

Подрались два карася.

Вот и сказка вся.

(Повтор 4 раза) Дети в парах выполняют «вертушку».

Останавливаются и выполняют перекрестные хлопки.

Один ребенок в паре остается на месте, другой-переходит к следующему партнеру.

Барашеньки-крутороженьки

Текст Движения

Барашеньки-крутороженьки

По горам ходили,

По долам бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

Ваня-Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород. Дети сначала идут хороводным шагом по кругу, затем переходят на дробный шаг.

Останавливаются и изображают игру на скрипке.

Дети сходятся в центр круга, оставив в центре круга заранее выбранного Ваню.

Дети пружинят ногами, изображая езду на лошади и в конце строки прыжком поворачиваются спиной к центру круга.

Дети разбегаются. Ваня их ловит.

Лады-ладушки

Текст Движения

Лады-лады-ладушки,

Пеку я всем оладушки.

Оладушки горячи-

Не хотят сидеть в печи.

Оладушки румяные,

С маслом, со сметаною. Хлопки слева-справа и 3 хлопка перед собой.

Руки на поясе в кулачке и дробный шаг на месте.

«Распашонка»

Кузнец

Текст Движения

Идет Кузьма

Из кузницы.

Несет Кузьма

Два молота.

Для всех людей

Накует гвоздей. Дети стоят по кругу и поочередно выставляют ноги на пятку и приставляют ноги с притопом.

Через речку

Текст Движения

Положили через речку

То-то узкую дощечку.

Кот пойдет-повалится,

Кошка-в воду свалится,

Петушок-споткнется,

Утка-кувыркнется.

Только мышка пошла-

Всех мышат перевела.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Конспект занятия по чтению и обсуждению потешки Бориса Заходера «Плачет Киска в коридоре» для младших дошкольниковКонспект занятия по чтению и обсуждению потешки Бориса Заходера «Плачет Киска в коридоре» для младших дошкольников Возраст: вторая младшая группа (3-4 года) Задачи: познакомить детей с потешкой Б. Заходера. Помочь понять смысл потешки. Активизировать мыслительную.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Фотоотчёт о музыкально-игровых досугах в средних группах «Народные промыслы России»Фотоотчёт о музыкально-игровых досугах в средних группах «Народные промыслы России» Фотоотчёт о музыкально-игровых досугах в средних группах «Народные промыслы России» В средних группах нашего детского сада «Золотая рыбка».

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Музыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольниковМузыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников 1. «Слушаем классическую музыку» Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения. Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников «Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса.

Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные потешки в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 06:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД