Лучший педагог года

Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи

Виктория Рязанцева
Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи

Проект

«Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством

взаимодействия детского сада и семьи»

План работы по самообразованию

№п/п Название источника, автор Цель (задачи) Срок выполнения

1.

В. Дронова «Взаимодействие детского сада и семьи»

Анкетирование родителей с целью изучения отношения родителей к проблемам семейного и общественного воспитания детей. Сентябрь

2.

Публикация «Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах

М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина «Взаимодействие педагогов в ДОУ с родителями» Родительское собрание. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей. Памятки для родителей. Октябрь

3.

В. Н. Норхина «Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Игра занятие «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Конспект. Ноябрь

4.

В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки:два разных мира» Игры направленные на закреплений знаний о качествах мужественности и женственности. «Комплименты» «Как я помогаю дома» Конспект. Декабрь

5.

Т. Н. Дронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» Пособие для дошкольников образовательных учреждений. Консультации для родителей. Игры с детьми по гендерному воспитанию. Конспект. Январь

6.

С. В. Глебова «Детский сад- семья : аспекты взаимодействия» Выставка семейного творчества «Моя семья» Февраль

7.

Л. В. Попова «Гендерная социализация в детстве» Л. В. Штылевой «Гендерный подход в дошкольной педагогике» Игры с детьми направленные на воспитание дружеских отношений девочек и мальчиков. Конспект. Март

8.

Н. Е. Татаринцева «Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.» Учебно–практическое пособие. Беседы с родителями «Воспитываем сына, воспитываем дочь» Рекомендации. Апрель

9.

И. С. Клециной «Практикум по гендерной психологии»

И. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетно – ролевой игры в ДОУ» Совместный досуг с родителями ; чаепитие. «Семейные традиции» Май

Форма отчета : Папка с материалами по теме «Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи» Сроки - долгосрочный

Пояснительная записка.

В наше время стираются многие грани мужского и женского поведения, казавшиеся ранее естественными. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью. Женщины все чаще оказываются плохими хозяйками, женами и матерями. Всё это неизбежно приводит к увеличению числа разводов и социальному сиротству детей.

Начинать формировать в девочке женщину, а в мальчике мужчину необходимо уже на этапе дошкольного детства, когда осуществляется половая дифференциация, у ребенка формируются представления о себе, своих половых ролях в семье.

Гендер (gender) – это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом, гендер трактуется как социальный пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.

С первых дней своей жизни человек включается в гендерную систему общества. Прежде всего, вступают в силу символические родильные обряды, предписывающие родителям определенные действия, связанные с полом ребенка. Выбирается цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды. Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа) и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивые представления о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Отсюда следует, что быть женщиной или мужчиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей, предписанных в конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая социокультурная модель, определяющая роли и положение человека в социуме (в семье, культуре, образовании, экономике, политической системе и др.) .

Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно-воспитательного процесса с учетом половой идентичности и специфики развития каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации.

Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей : мальчик избирает «слабый» так называемый женский тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными.

К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением, доказательством чему являются следующие факты:

- содержание детской деятельности и формы ее организации не ориентированы на специфические потребности, интересы, уровни активности мальчиков и девочек;

- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности/отдыха у мальчиков и девочек;

- гигиенические, игровые, спальные комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;

- питание не дифференцировано по ассортименту и времени приема пищи, этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным, чем гендерным особенностям ребенка.

Актуализация.

Российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели-женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков.

Целенаправленная гендерная социализация детей должна начинаться, на наш взгляд, со среднего дошкольного возраста и осуществляться (как одно из направлений) в сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза исследования:

Реализация гендерного подхода в сюжетно-ролевой игре детей в условиях детского сада будет происходить успешно и способствовать гендерной социализации, если педагог владеет особой игровой позицией, которая включает в себя несколько тесно взаимосвязанных между собой компонентов:

- рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;

- инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;

- креативность как способность находить нестандартные пути достижения целей.

Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на развитие сюжетно-ролевой игры.

Принимая во внимание всю важность данной проблемы и недостаточную её разработанность определим цель проекта:

- становление гендерного сознания дошкольников через сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

1. обогащение реального опыта детей в их игровой деятельности;

Чем шире круг знаний ребенка, тем более содержательно насыщена его игра, и чтобы она не замыкалась на узком круге привычных бытовых тем, необходимо постоянно обогащать представления детей о самых разных областях действительности;

2. организация и преобразование предметно-игровой среды;

Развивающей будет являться только та игровая среда, которая позволит ребенку реализовать любые игровые замыслы;

3. активизирующее общение и формирование реальных взаимоотношений взрослого с детьми во время игровой деятельности.

Взрослый может помочь ребенку продолжить сюжетную линию, предложить неожиданный сюжетный поворот как во время игры, так и вне её. Игра важна для формирования реальных взаимоотношений детей и взрослых, в игре формируется «общественность». Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества. Повышение компетентности педагогов в отношении понимания, организации и поддержки игровой деятельности детей дошкольного возраста будет способствовать формированию и развитию играющего детского сообщества и содержательному развитию детской игры.

Этапы проекта:

I этап: Подготовительный:

Задачи:

1. Подготовка педагогических кадров и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Изучение и выявление содержательных характеристик гендерных представлений детей дошкольного возраста.

3. Изучение сформированности гендерных представлений у детей дошкольного возраста.

4. Выбор формы работы с родителями, разработка опросников, консультаций, плана работы с родителями по гендерному воспитанию детей.

II этап: Основной практический:

Задачи:

1. Организация сюжетно-ролевых игр через интересы дошкольников, предпочтения, игровые взаимодействия и умения детей.

2. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, создание условий и оформление необходимого материала для развития игровой деятельности.

3. Развитие игровых умений через последовательно изменяющееся игровое взаимодействие воспитателя с мальчиками и девочками (три линии развития)

III этап: Заключительный:

Задачи:

1. Обобщение практических материалов по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников.

2. Оформление опыта работы по теме проекта.

3. Распространение опыта экспериментальной работы.

4. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме гендерного воспитания детей.

Ожидаемые результаты по реализации проекта

1. Создание в детском саду условий для воспитания, образования и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.

2. Совершенствование гендерного воспитания детей; дифференцированного воспитания, предусматривающего индивидуальный подход, основанный на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.

3. Разработка методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности и творческого потенциала воспитателей, способствующих гендерной социализации детей.

5. Разработка практических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений по реализации гендерного подхода в воспитании детей в условиях детского сада.

6. Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

7. Приобретение родителями воспитанников знаний об особенностях воспитания детей разного пола.

Участники проекта:

Педагоги, дети, родители воспитанников.

Приоритетные направления проекта:

- поиск эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости;

- формирование гендерной компетентности педагогов;

- популяризация гендерного воспитания среди педагогов ДОУ и родителей.

Объект исследования:

Процесс воспитания гендерной социализации детей через игровую деятельность.

Предмет исследования:

Комплекс организационно-педагогических условий руководства детской игровой деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Срок реализации: Долгосрочный

По содержанию: Исследовательский.

Анализ результатов работы по реализации гендерного подхода в воспитании детей по критериям :

1. Критерии деятельности педагогов детского сада :

- сформированность представлений о роли гендерных особенностей в развитии детей дошкольного возраста, о гендерных технологиях и возможности их использования в педагогической практике;

- умение определять гендерный потенциал содержания и различных форм и методов воспитательной работы с детьми;

- использование в профессиональной деятельности гендерных технологий.

2. Критерии оценки результатов гендерного воспитания детей :

- сформированность представлений детей о гендерной идентичности;

- уровень гендерной социализации детей : представления детей.

Пакет Диагностической методики для детей :

С целью выявления уровней гендерной воспитанности дошкольников был разработан диагностический пакет на период 201… – 201… г

Метод наблюдения (наблюдение за поведением детей, выборочное наблюдение за игрой, во время НОД, во время выполнения культурно-гигиенических процедур, в свободное время и т. д.).

Педагогическое наблюдение за игровой и реальной деятельностью детей.

Индивидуальные беседы с детьми: «Я - мальчик. Я – девочка», «Мужской и женский мир», «О народных традициях».

Тестовые задания «Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Профессии».

Рисуночные тесты рисуночные тесты: «Нарисуй себя», «Моя семья», «Хороший мальчик / плохой мальчик», «Хорошая девочка/ плохая девочка».

Игровой метод «Кубики» (модификация одноименного теста Торшиловой Е. М.).

Тестовое задание «Выбор игрушки».

Тестовое задание «Назови, чьи вещи».

Полустандартизированное интервью В. Е. Кагана «Гендерная идентификация ребенка».

Беседа с ребенком о половых ролях (А. М. Щетинина, О. И. Иванова) на основе полустандартизированного интервью В. Е. Кагана «Гендерная идентификация ребенка».

Белопольская Л. Н. «Изучение детского самосознания и идентификация».

Н. В. Нижегородцева «Изучение сформированности образа Я».

А. Д. Кошелева «Изучение способов выражения эмоций».

«Сюжетные картинки».

«Закончи историю».

«Изучение самооценки и морального поведения».

М. А. Панфиловой «День рождения».

А. И. Захарова «Интервью с ребенком».

Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек» (по показателям Н. Н. Серовой)

тестовое задание «Мордашки» (модификация методики И. И. Лунина по изучению полоролевых эмоциональных стереотипов у детей);

методика «Социально- генеалогическая цепочка» (модифицированная методика Н. Л. Белопольской);

методика «Что в образе тебе моем?» (модифицированная методика Маловой Т. В. по выявлению эстетических представлений детей о мужских (женских) образах в произведениях изобразительного искусства);

методика «Определение «Я – концепции»;

Формы представления результатов:

- методическое пособие по содержанию, результату, пути внедрения и

распространения опыта работы;

- презентация результатов реализации проекта;

- рекомендации для родителей.

Приложение

Консультация для воспитателей.

«Гендерный подход к организации игровой деятельности

детей младшего возраста»

Формирование гендерной принадлежности и идентичности - одна из задач реализации образовательной области «Социализация» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичности, а не с вопросами полового и полоролевого воспитания, как это было раньше.

Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. Решая проблему гендерной идентификации в работе с детьми, наша задача заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.

Для развития начал женственности у девочек особое внимание уделяем воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

В детском саду гендерное воспитание ведется в ходе режимных моментах (умывании, приеме пищи, подготовки к прогулке и ко сну, обращается внимание детей на правила поведения, учим мальчиков уступать девочкам, оказывать им посильную помощь, а девочек учим обращаться за помощью к мальчикам, принимать их помощь, благодарить за оказанную услугу. Также гендерное воспитание осуществляется через различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, подвижные, народные.

В младшем дошкольном возрасте игра – является основным видом деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон, увлечённость (положительная мотивация, ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому, игра – это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.

Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирующихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.

Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой играют в ограниченном пространств. Мальчикам наоборот - необходимо более большее пространство,

как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.

При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому в работе по гендерному воспитанию мы предложили детям персонажи: зайчика и зайчиху- маму. С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки возможно «удержать» внимание детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность, придумываем игровую мотивацию, которая стимулирует детей к выполнению задания.

Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, мы руководим содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.

Наши наблюдения за поведением детей в самостоятельных играх помогли наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой мы ставили следующие задачи:

* научить ребёнка играть;

* содействовать объединению детей в игре;

* тактично руководить выбором игры;

* приучать детей соблюдать во время игры правила;

* воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществлялось в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей. В группе нами было создано игровое пространство для сюжетно-ролевых игр как для мальчиков (игры с машинами, конструктором, морской тематикой, так и для девочек (семья, салон красоты, магазин).

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль отводим чтению художественных произведений с последующей этической беседой.

В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали игрушками. С целью обогащения игровых действий мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, организовывали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку. Мы старались помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогает Мишка, житель нашей группы. С его помощью дети запоминали некоторые правила игры, которые мы вместе с ними придумывали сами.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.

Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.

Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний также были изготовлены дидактические игры: «Одень Машу и Сашу», «Маленькая хозяйка», «Магазин игрушек», «Подбери одежду для детей», «Мир профессий», «Умные машины». Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.

Влияние гендерного подхода на воспитание и развитие дошкольников очень велико. У детей формируются :

гендерно - ориентированное поведение;

навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;

нравственные качества, принятые в обществе;

развиваются коммуникативно-речевые навыки;

развиваются мышление, память, воображение.

Главная цель нашей работы: способствовать подготовки к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребёнка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские.

Но на этом наша работа не заканчивается, наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Список литературы

1. Основы гендерного образования : Учебное пособие/ под ред. Т. А. Кумалиева, Т. Д. Тленчиева и т. д. – Алматы: Ось-89, 2003г

2. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2008г.

3. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2009

4. Берн Ш. Гендерная психология. - М. 2000

5. Боковикова А. М., Старовойтова В. В. Гендерные особенности. – СПб: Университетская книга, 2001г

6. Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – авт. сост. Нохрина В. Н. Екатеринбург, 2003г.

7. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2006.-96с.

8. Материалы лекций. Никитина Н. Н. – Доц. каф. Философии образования и андрагогики ИРРО, к философ. наук

Публикации по теме:

Новые формы взаимодействия детского сада и семьиНовые формы взаимодействия детского сада и семьи Добрый день уважаемые коллеги! В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить.

Проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку Основания для разработки проекта «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,.

Социальное партнерство как способ взаимодействия семьи и детского сада Опыт работы «Социальное партнерство как способ взаимодействия семьи и детского сада» по поиску инновационных прогрессивных форм работы с.

Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта Незнайкина Елена Юрьевна МБДОУ д/с №8 «Радуга» г. Ликино-Дулёво, Орехово-Зуевский район Цель технологии: • Создание условий для благоприятного.

Воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир.

Детско-родительские проекты как форма взаимодействия детского сада и семьи Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает взаимодействие с родителями (законными представителями).

Гендерное воспитание детей посредством ознакомления с русскими традициями Гендерное воспитание детей через русские традиции Проект старшей группы Подготовила воспитатель ГБДОУ №41 Фрунзенского района Пономаренко.

Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Семинар - практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» В настоящее.

Создание образовательного ресурса для осуществления интернет взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания Слайд 2 В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы.

Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи Видео Наталья еловегина:Инновационные технологии в работе с родителями. "Дошкольное детство"-уникальный период в жизни человека,когда формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей младшего возраста посредством взаимодействия детского сада и семьи
Опубликовано: 24 февраля 2017 в 12:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД