Папки-передвижки

Формирование основ эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного труда

Бондарева Елена
Формирование основ эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного труда

«…Фантазии подвластны бумажные листы-

Для дома и в подарок, и просто для игры.

Но главное богатство, что красоту творя,

Простой листок поможет создать тебе себя!»

(Н. А. Колесова)

Актуальность мной выбранной темы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к формированию основ эстетического вкуса и теории эстетического воспитания.

Публикация «Формирование основ эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного труда» размещена в разделах

Современное дошкольное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения.

Сегодня перед всеми звеньями системы эстетического воспитания поставлена проблема: как и какими средствами, на основе каких специфических методов, можно не только научить человека разбираться в искусстве, в основах эстетического вкуса, но и превратить его в тонкого ценителя красоты, способного правильно, глубоко, эмоционально реагировать на нее, на любые ее проявления: в искусстве, в быту, в области эстетических отношений.

В ряду средств, с помощью которых осуществляется процесс воспитания, почетное место занимает формирование основ эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного труда. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы формирования основ эстетического вкуса в детском саду средствами художественного труда.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, художественного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетического вкуса одна из важнейших задач, стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая, и другие).

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию вкуса, воображения и фантазии.

Задачи эстетического воспитания :

1. Систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей старшего дошкольного возраста, их художественно-творческие способности;

2. Формировать основы эстетического вкуса у старших дошкольников.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для старших дошкольников понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Работа педагога строится на научной основе и проводится по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Педагог должен вести старшего дошкольника от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от взрослого умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Оценить эстетический уровень и степень развития художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на психологические, педагогические и социальные.

1. Психологические – измеряются способности детей отражать воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует ребенок на произведения искусства.

2. Педагогические – художественный вкус проявляется в ценности выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на педагогические критерии можно узнать уровень художественно – образного мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией свидетельствуют о высоком уровне эстетической воспитанности.

3. Социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства, большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно говорить о высокой степени эстетической воспитанности.

Ведущими методами для решения задач эстетического воспитания являются : показ, наблюдение, анализ, пример взрослого, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Педагогу важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства – подражательность.

Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать, учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания, они и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни, в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства. Но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «Художественно-эстетическое развитие». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд : рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В формировании эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста большая роль принадлежит обучению. На занятиях старших дошкольников знакомят с художественным трудом.

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.

Основные задачи :

1. Раскрытие специфики художественного труда – единство пользы и красоты.

2. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, гибкого мышления, универсальных художественных способностей.

3. Воспитание качеств человеческого труда – трудолюбия, ответственности, умение довести начатое дело до конца.

4. Обогащение опыта художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.

5. Освоение художественных техник (технологий, развитие мелкой моторики рук и общей ручной умелости.

6. Развитие умения планировать, создавать поделку по образцу, по условию, по пооперационным и технологическим картам.

7. Способствование познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними.

8. Воспитание эстетического вкуса и развитие умения создавать художественные образы.

У детей старшего дошкольного возраста появляется возможность создавать забавные игрушки, фигуры, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей. Старший дошкольник осваивает инструменты (ножницы, степлер, иглу, исследует свойства различных материалов (бумагу, фольгу, ткань, листья, тесто) и преобразует их в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота.

Занятия художественным трудом оказывают на организм старшего дошкольника развивающее и оздоровительное воздействие. Исследования выдающихся педагогов прошлого Я. А. Коменского, И. Г. Пестолацци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

В. С. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Развитая мелкая моторика пальцев рук во время художественного труда является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности, у детей старшего дошкольного возраста, развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т. е. раскрывается личность ребёнка, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями, умениями, способность использовать их для решения задач в различных, в том числе и нестандартных ситуациях.

Художественный труд способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (формы, цвета, размера, графо - моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Н. Н. Гусарова отмечает, что в процессе изготовления поделок у детей постепенно формируется системы специальных навыков и умений: развитие зрительного восприятия, глазомера, мелкой моторики рук, усидчивости, самостоятельности. В художественном труде, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И тот и другой необходимы и взаимосвязаны – старший дошкольник не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать. Художественный труд может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе рисуют, делают аппликации, создают объемные картины.

В своей практике занятий с детьми художественной деятельностью я особое внимание уделяю освоению нетрадиционных техник работы с бумагой разной фактуры (цветной картон и бумага, салфетки, фольга, гофрированный картон, фантики от конфет, старые журналы, не редко в сочетании с тканями, природным материалом.

Техника работы с бумагой, используемая мной в работе с детьми, различна: оригами, аппликация, объемная аппликация, коллаж, конструирование из бумаги.

1. Работа с бумагой, картоном (аппликация из бумаги разной фактуры, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления помещения группы, праздников, развлечений).

2. Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги объемных форм, на подготовленный фон.

3. Изготовление и оформление открыток. Открытки-игрушки. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.

4. Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. В этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

5. Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга. Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.

Чем необычнее материалы, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

В процессе занятий художественным трудом руководствуюсь основными дидактическими принципами: научности, доступности, наглядности, последовательности (от простого к сложному, системности, индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ, словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок, практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.

Образовательный цикл делю на три этапа:

а). знакомство с материалом и его свойствами;

б). обучение техникам и приемам;

в). изготовление поделки.

Строю свою работу на принципах раскрытия личности и индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приемов. Поощряю ребенка за самостоятельные мысли и действия; не мешаю желанию ребенка сделать что-то по-своему; уважаю точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была; не навязываю свою идею, наоборот пытаюсь понять логику творческого воображения ребенка; создаю ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству.

Использование различных техник работы с бумагой, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста положительно влияет на развитие творческих способностей и мотивации в достижении успеха.

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети старшего дошкольного возраста испытывают положительные эмоции, радуются тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, панно украшает стену комнаты и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов старшие дошкольники учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Таким образом, подведя итог, можно сделать следующее заключение: воспитывая у детей старшего дошкольного возраста основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. Цветок лучше сохранить на клумбе, а чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Чистоту в группе, создающую уют и красоту, надо поддерживать, не сорить, убирать за собой игрушки и книги. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте.

Публикации по теме:

Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образова-тельных организаций наблюдается повышение активного интереса к потен-циалу.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности является очень важным в дошкольном возрасте. Безопасность - это не просто сумма.

Формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста на материале изобразительного искусства Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста, определяется развитием психических процессов, опытом познания окружающего.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода В силу последних перемен всё более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Стремясь заработать на хлеб.

Формирование основ технического мышления у детей старшего дошкольного возраста Формирование основ технического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) В наше время все более актуальной становится тема.

Формирование эстетического отношения к предметной среде детей старшего дошкольного возраста Целищева Ю. Н. - педагог-психолог Козловская Т. В. -воспитатель детского сада Проблема формирования эстетического отношения к окружающей.

Педагогический проект «Формирование основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста» Педагогический проект по формированию основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ правового.

Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Фотоотчёт. Порохненко Татьяна Владимиров Проект долгосрочный, проходил с сентября по декабрь. Целью проекта было формирование у дошкольников.

Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Алексеева Татьяна.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами МБДОУ «Детский сад № 388»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного труда
Опубликовано: 27 июня 2019 в 15:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД