Получи документы

Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью

Людмила Пыхтина
Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа

№ 21 г. Краснодара

г. Краснодар

Тема по самообразованию:

«Формирование навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями».

Выполнила: Пыхтина Л. А. ,

учитель русского языка

и литературного чтения

Публикация «Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью» размещена в разделах

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию тему по самообразованию:

«Формирование навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями».

В представленном выступлении рассмотрю проблемы обучения каллиграфическому письму умственно отсталых школьников. Предоставлю коррекционную и практическую работу на уроках русского языка.

В настоящее время у педагогов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности у ребят?»

К сожалению, количество детей с трудностями каллиграфического письма увеличивается с каждым годом.

1 СЛАЙД

Проблема аккуратного и привлекательного почерка на сегодняшний день очень актуальна в образовательной организации. Многие современные учителя говорят, что красивое письмо – значит грамотное письмо. В наши дни отношение учителей к процессу письма разное. Одни считают, что в 21 веке, когда есть современные информационные технологии, можно не придавать значение этому навыку, так как можно печатать уже начиная с младшего школьного возраста. Другие, наоборот, считают, что правильное письмо является неотъемлемой частью школьного обучения. Одна из причин таких споров – внедрение в образовательные организации компьютерных технологий и систем дистанционной формы обучения. Все эти факторы не способствуют формированию навыка каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети все чаще берут телефон в руки, печатают сообщения и забывают про ручки и карандаши. Дети в первом классе с легкостью умеют пользоваться компьютером, клавиатурой и смартфонами, но письмо в тетради для них остается большой сложностью. Естественно, что современные технологии – это не единственная причина, которая затрудняет обучение письменной речи детей. Есть ряд других причин: недостаток времени для индивидуальной работы с каждым ребенком, непонимание особой значимости данной проблемы учителями и родителями, отсутствие внимания к закреплению полученных навыков. В совокупности это все приводит к некачественному формированию каллиграфического письма у детей младшего школьного возраста.

Письмо – это сложный координационный навык, который требует совместной работы мелкой моторики рук и правильной координации всего тела. Каллиграфическое письмо – это сформированное умение писать ровным, четким и аккуратным почерком с учетом правильного наклона и соблюдением размера букв по отношению друг к другу. В основе каллиграфии лежат графомоторные навыки, которые являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Графомоторные навыки оказывают свое влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма.

ЧИТАЮ СЛАЙД 2,3,4,5,

ПЕРЕД 6

К элементарным навыкам письма относят развитие мелкой моторики рук, координации и точности движения рук. Помогут справиться с этими навыками нейроупражнения.

ПЕРЕД 7,8 читаю слайд

/Видео/

9 СЛАЙД

И еще. Для овладения навыками каллиграфического письма детям школьного возраста с ОВЗ необходимо следующее: правильная и грамотная пропедевтическая работа со стороны учителя-дефектолога.

Основные направления пропедевтической работы:

• правильная посадка при письме, которая всегда корректируется с учетом индивидуальных физиологических особенностей каждого конкретного ребенка, а также учета его двигательного статуса;

• целенаправленное включение пальчиковых гимнастик, релаксационных пауз на протяжении всего урока письма (причем качество этих пауз может быть как седативного характера, так и активизирующим на продолжение работы, своевременная дыхательная гимнастика;

• постоянная смена форм деятельности учащихся с задействованием различных анализаторных систем;

• развитие мелкой моторики.

Какую же работу провожу я для правильного, красивого каллиграфического письма.

СЛАЙД 10-17

Работа с моей стороны ведётся дифференцированная с использованием образца письма на доске и листочке. Использую нейротренажеры.

СЛАЙД Т5 и Т6 Отзыв Серга

Нарушение при письме встречающиеся у школьников с умственной отсталостью в течение всего времени обучения.

1. Несоблюдение правильного наклона письма (рекомендованный наклон букв составляет угол в 65 градусов. Данная ошибка встречается чаще всего и может привести к тому, что все написанные буквы будут «танцевать» на письме, то есть все буквы будут наклонены по-разному и не будет четкой параллельности. В таком случае, чтобы исправить данную ошибку можно использовать в работе тетради с наклонной линией, скорректировать этот недостаток и пробовать уже на обычной тетради в дальнейшем.

2. Нарушение пропорций букв в слове, несоблюдение одинаковой высоты и ширины букв, что тоже является весьма распространенной ошибкой. Данная ошибка приводит к отсутствию ровности всех элементов букв. В данном случае можно работать с копиркой, обводить буквы по точкам, а также давать задания на развитие зрительно-пространственных функций.

3. Пропуск или замена отдельных элементов букв, которые, как правило, связаны с нарушением внимания. В таком случае стоит поработать над коррекцией высших психических функций (ВПФ) и поработать с вниманием.

4. Несоблюдение строки.

5. Наличие больших интервалов между элементами букв.

6. Несоответствие надстрочных и подстрочных элементов букв.

7. Несоблюдение полей на странице тетради.

8. Неаккуратность при оформлении записей в тетради.

Также стоит помнить, что помимо данных ошибок есть и специфические ошибки письма у детей. Так, формирование каллиграфического письма у детей с умственной отсталостью обусловлено интеллектуальными нарушениями: недоразвитием познавательной деятельности, слабостью обработки сенсорной информации, несовершенством межанализаторной интеграции, неразвитым чувством ритма. Поэтому на уроках русского языка дети с интеллектуальными нарушениями испытывают значительные трудности с моторикой пальцев рук, что влечет замедленный темп двигательных поз пальцев. Таким детям трудно долгое время удерживать правильно ручку или карандаш, выводить элементы.

Неточная координация движений – одно из частых явлений на уроке письма в образовательных организациях, в которых обучаются дети с ОВЗ. Именно из-за недостаточной сформированности координации движений снижается скорость формирования навыка каллиграфии.

Если говорить про детей с нарушениями интеллекта, то не все дети с умственной отсталостью могут овладеть навыком написания букв, но компенсация этих нарушений является необходимым условием успешного овладения навыком каллиграфии.

У детей с нарушениями зрения чаще всего преобладают нарушения графических норм письма, а также неправильное расположение элементов букв по отношению друг к другу. Данная категория детей может оставлять пустые места на странице, с трудом рисуют прямые линии. В первую очередь это объясняется ролью зрения в акте письма, особенно на этапе формирования. Наглядные представления графических норм письма слабовидящих младших школьников неопределенны и неустойчивы. Кроме того, трудности зрительного восприятия нередко ставят слабовидящего ребенка перед необходимостью выбора приемов и способов письма, не содействующих выработке правильных графических навыков. В данном случае необходимо правильно организовать процесс обучения, делать упор на формирование наглядных представлений, графических норм письма. Все это позволит детям с нарушениями зрения постепенно скорректировать графические недостатки. Ввести навык безнаклонного письма.

Для предупреждения и своевременной коррекции данных трудностей учителю на уроке письма следует ставить следующие задачи:

1. Развивать и формировать общую и мелкую моторику рук.

2. Развивать и формировать графомоторные навыки.

Чтобы письмо было красивым, каллиграфически правильным и грамотным, необходимо выполнять следующие задачи:

• соблюдать гигиенические требования при письме;

• развивать мелкую моторику пальцев;

• научить ориентироваться в пространстве листа в тетради (знать клетку, строку, правый верхний угол и т. д.) и в пространстве классной доски;

• помочь овладеть написанием прописных и строчных букв;

• помочь овладеть умением писать буквы, слоги, слова, предложения с учетом всех норм правильного каллиграфического письма;

• научить соединять буквы правильно;

• помочь овладеть приемами и правильное последовательностью списывания текста (как с печатного варианта, так и с рукописного);

• научить проверять написанное;

• научить правильно оформлять написанные предложения (красная строка, заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения);

• помочь распознавать имена людей и клички, писать их с большой буквы;

• помочь овладеть навыком разборчивого, аккуратного письма с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Таким образом, обучать детей с ОВЗ каллиграфии также важно, как и научить ребенка читать и считать. Обучение письму – это долгий и сложный процесс. От всех вышеперечисленных факторов зависит успех продвижения школьника с ОВЗ в учебе, а также уровень его психофизического развития.

Прикреплённые файлы:

kaligrafija_r091m.pptx | 2422,62 Кб
 
Публикации по теме:

Поделка «Пуговицы из воздушного пластилина» для детей с умственной отсталостью в развитииПоделка «Пуговицы из воздушного пластилина» для детей с умственной отсталостью в развитии Фотоотчет "Пуговицы из воздушного пластилина" для детей с У. О. в развитии. Пуговицы - одни из самых распространенных типов галантерейных.

Фотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостьюФотоотчет о тематическом мероприятии «Синичкин день» для детей с умственной отсталостью Фотоотчет "Синичкин день" для детей с У. О в развитии. Синички - одни из самых узнаваемых птичек у детей. Дети знают, что от других птиц.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков каллиграфического письма как условие повышения грамотности у детей с умственной отсталостью
Опубликовано: 10 мая 2024 в 19:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД