Ольга Асмандиярова
«Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Выступление на родительском собрании групп раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании групп раннего возраста. Тема:
«Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостным».
Подготовила: старший воспитатель Асмандиярова О. П.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
С детским садом многие дети впервые знакомятся на третьем году жизни. К этому времени в развитии ребенка происходят важные изменения. Ребенок выходит за рамки привычного мира семьи, вступает в новую систему отношений, в новый образ жизни. И успех воспитания зависит от того, насколько мы с вами знаем о психологических особенностях детей, их изменениях, и новых возможностях малышей третьего года жизни.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.
В это время у детей отмечаются высокие темпы физического и психического развития.
Здоровый, нормально развивающийся малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Мы с вами рады видеть ребенка здоровым. Поэтому особое внимание следует уделять овладением ребенком основами двигательной и гигиенической культуры, и не упускать из виду его психическое самочувствие. Мы, со своей стороны, организуем жизнь ребенка, учитывая возрастные и психологические возможности детей на третьем году жизни. Это режим пребывания в ДОУ: режим занятий, питания, сна и других потребностей детей.
А жизненно необходимой потребностью малышей на данном возрастном этапе являются движения. Малыш по своей природе – деятель, а деятельность его выражается в движениях. Чем они разнообразнее, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие.
На третьем году жизни малыш интенсивно физически развивается.
Остановимся на антропометрических данных:
Вес
Важным показателем является масса тела. Сколько же может весить малыш в этом возрасте?
Мальчики в среднем 13,7-16,1
Девочки 13,1-16,7
В течение года вес увеличивается на 2-3 кг.
Не забывайте, что масса тела – это следствие характера и режима питания, состояния здоровья, уровня ДА.
Масса тела также отражает развитие костной и мышечной систем (внутренних органов, подкожной жировой клетчатки). Зависит от генетической заданности и факторов внешней среды. Рассчитать нормальный показатель массы тела в течение всего дошкольного детства можно по формуле:
2 x возраст в годах + 9
Рост
В среднем в течение года рост ребенка увеличивается на 7-8 см
У мальчиков в пределах от 85,6+3,3 см до 93+3,83 см
У девочек – от 86,9+3,3 см до 94,2+3,84 см
ОГК
Среднее значение окружности грудной клетки
- у детей 2,5 лет составляет от 51,4 до 52,3
- у детей 3 лет - от 52 до 53,1 см
О том, насколько пропорциональное для своего возраста имеет малыш строение тела можно судить по индексу Пинье (ИП):
ИП = рост (см) - [масса (кг) + ОГК (см) ]
К трем годам среднее значение ИП составляет
- у мальчиков 25,7
- у девочек 27,1
Чем меньше индекс Пинье, тем крепче телосложение малыша.
На третьем году жизни с каждым месяцем здоровый малыш становится сильнее. Но следует знать, что из-за слабости мышц-разгибателей ребенку еще недоступны висы на руках и движения с резко увеличивающейся амплитудой (т. к. возможны травмы, связанные с растяжением связок). Для тренировки и укрепления полезны подтягивания на скамейке, лежа на животе и другие общеукрепляющие упражнения. Аналогичная ситуация и с мышцами стоп, которые развиты слабо и вся нагрузка при ходьбе ложится на связки, а также за счет хорошо развитой у детей до 3-х лет жировой подушки. Поэтому в данном возрасте определить наличие плоскостопия трудно, и оно обычно выявляется к 5-ти годам.
Для укрепления мышц стоп существуют разнообразные упражнения и коррегирующие дорожки, а также элементарные гигиенические рекомендации и требования к подбору обуви.
Заботясь о здоровье малыша, нужно правильно организовывать его двигательную деятельность, не забывая о специфических особенностях детского скелета. Изгибы позвоночника неустойчивы и к его искривлению могут привести:
- перенос тяжестей;
- неправильные позы;
- неудобная одежда;
- прыжки с приземление на одну ногу (м. вызвать смешение костей таза).
Многие родители неразумно сердятся на малыша из-за его падений. Малыши третьего года жизни часто падают и причина тому – возрастные особенности опорно-двигательного аппарата: маловыраженные изгибы позвоночника и сода стопы, высоко расположенный центр тяжести, слабость мышц ног, а также недостаточное развитие вестибулярного аппарата. Полезно неприятную ситуацию (падение на месте) разрядить шуткой, потешкой, выразить сочувствие: «У кота боли, у собаки боли, у Сашеньки заживи», «Заяц Егорка салился в озерко. Бегите под горку, спасайте Егорку» и другие. А вот от ушибов и травм головы необходимо особо оберегать детей.
Особенности дыхательной системы сказываются на дыхании ребенка – оно поверхностное (частота 25-30 движений в минуту, а вот потребность в кислороде в данном возрасте выше, чем в любом другом. Для укрепления дыхательной мускулатуры полезны любые игровые упражнения с движениями рук и произнесением на выдохе звуков, соответствующих образу. Например, гуси шипят – наклониться вперед, отвести руки назад и на выдохе произнести звук «ш-ш-ш».
Сердечно-сосудистая система малыша активно развивается: увеличивается объем сердца; частота сердечных сокращений постепенно уменьшается (от 110-115 ударов в мин. в 2 года до 95-110 ударов в мин. в 3 года. )
Зрительная и слуховая системы позволяют ребенку познать многообразие окружающего мира.
Продолжает формироваться острота зрения. Дети отчетливо различают предметы с расстояния 7 см, они любят рассматривать приближая их к глазам. Поэтому важно достаточное освещение и удобное место для игр и занятий с ребенком, как в детском саду, так и дома. Для тренировки мышечного аппарата глаз полезно поочередное рассматривание предметов вблизи – вдали, сильное зажмуривание с последующим морганием глазами и движения глазами вверх-вниз, вправо-влево, по кругу как после интенсивной зрительной работы, а также после сна и перед сном.
Охране и развитию слуха ребенка необходимо относится серьезно. Источники шума (громкая речь, грохочущая музыка, шум детей) адаптируют ребенка к громким звукам, в результате чего снижается способность к различению тихой, спокойной речи. Благоприятное действие на слух и развитие нервной системы оказывают прогулки в природу, рассказывание сказок, используя интонационную выразительность речи и слушание приятной музыки.
У ваших детей нервные процессы неуравновешенны. Движения малыша порывисты, импульсивны, ребенок быстро перевозбуждается, его трудно успокоить. Следует учитывать еще одну особенность этого возраста – «кризис трех лет», когда меняется психическая сфера и малыш переходит на более высокий уровень личностного развития. Помочь преодолеть этот кризис ребенку должны мы, взрослые, зная ряд условий:
1. Семизвездие симптомов кризисного периода:
1) Негативизм (ребенок отказывается делать то, что ему предлагают);
2) Упрямство (настаивание на том, что он требует);
3) Строптивость (реакция, направленная против самого образа жизни);
4) Своеволие (ребенок стремиться действовать сам, даже если не умеет);
5) Протест (бунт, выливающийся в ссоры со взрослым);
6) Обесценивание старых привязанностей к игрушкам, правилам поведения, проявляющееся в том, что ребенок ломает, бросает игрушки, дает им негативные названия;
7) Деспотизм, когда ребенок изо всех сил пытается властвовать над окружающими.
Важно уберечь малыша от «застревания» на этих проявлениях.
2. Принимать и поддержать новые особенности малыша, проявляющиеся в большей активности, независимости и самостоятельности.
3. Удовлетворять потребности малыша в общении со взрослыми и детьми. Перестроить взаимоотношения с ребенком, построить партнерские отношения, избегать проявления авторитарного стиля воспитания.
4. Поддерживать проявления интереса малыша к нормам поведения, нормам идеальных образов, поощрять соблюдения этих норм.
5. Поддерживать гордость ребенка за свои достижения.
6. Удовлетворять естественные потребности ребенка в движениях с целью разгрузки и укрепления нервной системы.
Мир движений ребенка важно постоянно обогащать новыми и помнить, что период до 4-х лет является подготовительным для освоения в более старшем возрасте техники (наиболее рационального способа выполнения) разнообразных движений и спортивных упражнений.
Советы:
I. Наиболее успешно усваивают упражнения дети, наблюдая за действиями родителей, воспитателей, подражая им.
II. Новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях.
III. Запомнят новые движения лучше на фоне положительных эмоций и при использовании: музыки или стихов, потешек, ярких и интересных предметов, игрушек.
IV. Необходимо многократное повторение (в течение нескольких дней) в неизменной обстановке разучиваемого движения, т. к. малыш быстро забывает даже понравившиеся упражнение.
V. Активизировать ребенка к действию помогает физкультурно-игровая предметная среда.
В нашем ДОУ имеется все необходимое для обеспечения ДА детей. Данное оборудование и пособия отвечают требованиям безопасности и комфортности, изготовлены из разных материалов, разнообразны по цвету и форме. Уважаемые родители, для проявления самостоятельности в движениях ребенком и экспериментировании, испытании малышом своих возможностей отведите дома место – безопасное игровое пространство, предложите ребенку неординарные пособия и тренажеры (пластиковые бутылки, перевернутый стул, подушка-думка и другое) и вы увидите насколько развита у него фантазия и двигательный опыт.
Удачи вам и здоровья вашим детям. Спасибо за внимание.
Литература:
1. Бабаева Т. И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. 2006.
2. Как вырастить здорового ребенка. Под ред. В. П. Алферова. – Л. : Медицина, 1991.
3. Кожухова Н. Н, Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: уч. пособие. – М. : Изд. Центр «Академия», 2002.