Наталья Нестеренко
Проект «Знакомство детей с шедеврами музыкального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Нестеренко Н. И.
Вид проекта: информационный
Срок реализации: декабрь 2013года
Цель:
- формирование творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.
Задачи:
- расширять знания детей о классической музыке.
- познакомить с жанром - балет.
- побуждать выражать свои впечатления от прослушивания произведений в творческой деятельности.
Темочки:
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальное развитие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Схема педагогического воздействия:
- организованное обучение.
- совместная деятельность взрослого и ребёнка.
- самостоятельная деятельность детей.
Актуальность проекта
Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки. Дети дошкольного возраста должны знакомиться с музыкальными произведениями разными по стилям, жанрам, формам, эпохам, иметь возможность свой опыт восприятия в анализе произведения, творчестве, получить доступные возрасту знания о музыке… Н. А. Ветлугина подчёркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребёнка: «Если у ребёнка развито интересное и увлечённое отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственного, эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки».
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, что может вызвать отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность. Поэтому родители должны дать им возможность узнать и полюбить другую музыку. А для этого они должны систематически знакомиться с ней, понять её и полюбить. В связи с этим возникло противоречие между необходимостью развивать у детей старшего дошкольного возраста музыкально-эстетический вкус и интерес к классической музыке и недостаточным использованием новых подходов, форм и методов в работе для формирования устойчивого интереса к классической музыке.
Исходя из выше сказанного, можно сформулировать проблему: недостаточное использование новых подходов, форм и методов работы в развитии музыкально-эстетического вкуса у детей, интереса к слушанию музыки и приобщение родителей к шедеврам мировой музыкальной культуры.
Для реализации проекта необходимо:
информационный материал
наглядный материал
перспективный план по проектной деятельности
Виды работ по данной проблеме
Прослушивание классической музыки
Встречи с учащимися и преподавателями музыкальной школы
Организация тематических выставок детских рисунков
Игровая деятельность (дидактические игры, самостоятельные)
Совместная деятельность детей и родителей
Тематические вечера
Этапы разработки и реализации проекта:
• Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
• Участие дошкольников в решение проблемы
• Планирование мероприятий с учётом цели, с вовлечением родителей и детей
• Совместная деятельность педагогов и детей
• Сбор информации
• НОД, игры, наблюдения, развлечения
• Совместная деятельность детей и родителей связанная с конкретной проблемой
• Самостоятельные творческие работы родителей и детей
• Презентация проекта: викторина «Знакомство детей с шедеврами музыкального искусства».
Схема работы по приобщению дошкольников к шедеврам музыкального искусства:
Формирование творческой личности ребёнка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.
НОД, наблюдения, игры.
Консультации для педагогов, родителей.
Досуги и развлечения.
Посещение театров.
Взаимодействие участников педагогического процесса к проекту «Знакомство детей с шедеврами музыкального искусства».
Ребёнок – музыкальный руководитель – воспитатель – родители – логопед – психолог.
Совместная деятельность взрослого и ребёнка по проекту «Знакомство детей с шедеврами музыкального искусства»
o Совместная творческая деятельность детей и родителей
o Специально организованная НОД
o Театрализованная деятельность
o Встречи с учащимися музыкальной школы, музыкантами-исполнителями
o Связь с другими видами деятельности
o Игровая деятельность
o Работа с познавательной литературой
Деятельность педагогов
1. Изучение и сбор информационного материала по данной теме.
2. Разработка перспективного плана по реализации проекта «Знакомство детей с шедеврами музыкального искусства»
3. Создание:
• примерных конспектов занятий, бесед, досугов, развлечений;
• копилки «Весёлых заданий» (кроссворды, забавные уроки
• рисования)
4. Составление:
• модели проекта «Знакомство детей с шедеврами музыкального искусства»
• картотеки дидактических игр;
• анкеты для родителей, детей.
Деятельность детей
• Непосредственно образовательная деятельность
• Беседы
• Встречи с учащимися и преподавателями музыкальной школы
• Чтение познавательной литературы
• Музицирование
• Музыкально-дидактические игры
• Музыкально-художественное творчество
• Творческие вечера, посвящённые произведениям П. И. Чайковского
Деятельность родителей
• Беседы с детьми о классической музыке
• Посещение филармонии, театров
• Помощь в создании альбома «Музыкальные инструменты»
• Участие в выставке детских рисунков на тему «Балет», «Детский альбом» по произведениям П. И. Чайковского
Результативность проекта
• Использование новых форм и методов работы привели к развитию музыкально-эстетического вкуса у детей и родителей, повысился интерес к классической музыке, сформировался высокий уровень знаний о композиторе П. И Чайковском, пополнились знания детей о произведениях композитора.
• Созданы условия для практического применения детьми полученных знаний на практике.
• Дети и родители принимали активное участие в мероприятиях, что способствовало закреплению полученных знаний, устойчивого интереса к произведениям классика, а также укреплению семейных традиций и отношений.
Заключение
Таким образом, совместная творческая деятельность помогла с помощью музыки объединить детей и взрослых, создала обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак нравственного здоровья. Когда дети живут и воспитываются в доброжелательной и гармоничной среде взрослых, добровольно участвуя в совместных творческих процессах, нравственные качества формируются естественно и целостно, легко становясь нормой и открывая путь к нравственно – здоровому, социально – позитивному образу жизни.
Перспективный план работы с детьми логопедической подготовительной к школе группы по реализации проекта «Знакомство детей с шедеврами музыкального искусства» (декабрь 2013 г.)
№ Вид деятельности Тема Цель
1
Беседа
«В гостях у феи Музыки» Познакомить детей с творчеством
П. И. Чайковского
2 Выставка детских рисунков Произведения из «Детского альбома» П. И. Чайковского Развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение
3
НОД Музыка
Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» Формирование представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле
4
Музыкально-дидактическая игра
«Ритмический оркестр» Формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах, основываясь на полученные ранее знания
5 Художественное творчество «Уроки весёлого карандаша» Учить детей передавать в рисунке формы музыкальных инструментов
6 Чтение художественной литературы Чтение стихов, загадки об музыкальных инструментах Закреплять знания о музыкальных инструментах
7
НОД
«Лебедь сказочная птица» Познакомить детей с балетом «Лебединое озеро»
8 Продуктивная деятельность Изготовление макета «Лебединое озеро» Закреплять умение детей применять в работе природный, бросовый материал
9
Музыкально-дидактическая игра
«Струнные, ударные и шумовые инструменты» Учить классифицировать музыкальные инструменты, группируя их на основе общих признаков
10 НОД Музыка Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» Познакомить детей с балетом «Щелкунчик»
11 Продуктивная деятельность Изготовление ёлочных украшений Развивать творческое воображение
12 Встреча с учащимися и преподавателями музыкальной школы
Слушание произведений
П. И. Чайковского
Развивать интерес к классической музыке
13
Презентация Творческий вечер, посвящённый
П. И. Чайковскому Закрепить знания детей о творчестве композитора
П. И. Чайковского
Чтобы воспитать у детей уважение и интерес к музыкальным шедеврам композитора П. И. Чайковского, необходимо обогащать их собственный музыкальный опыт, приобщая к знаниям содержания известных балетов. Наиболее интересными для детей являются произведения, созданные на основе сказочных сюжетов.
Прежде чем познакомить детей с музыкой к балету, необходимо познакомить их с его содержанием. Знакомство детей с содержанием трёх балетов П. И. Чайковского, входящих в общемировой «золотой фонд» музыкального искусства, можно провести с помощью мультимедийной презентации.
Балет «Лебединое озеро» был создан по сюжету старинной немецкой легенды.
Знакомство детей с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»
Импровизация детей на музыку «Танец маленьких лебедей»
Предлагаю вашему вниманию презентацию балета «Спящая красавица», который создан на сюжет одноимённой волшебной сказки французского писателя Шарля Перро. Музыку к этому балету во всём мире считают просто гениальной.