Папки-передвижки

Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными в процессе АДР лиц с ОВЗ

Екатерина Баранова
Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными в процессе АДР лиц с ОВЗ

1. АДАПТИВНАЯ ДЛИТЕЛЬНАЯ РЕКРЕАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ

Адаптивная двигательная рекреация – вид АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (в т. ч. инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получения удовольствия в общении.

Главная цель:

Оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных занимающимися в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационно - лечебных мероприятий, труда и профессиональной деятельности, АС, АФВ) за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия.

Публикация «Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными в процессе АДР лиц с ОВЗ» размещена в разделах

А для инвалида АДР – это еще и способ преодоления замкнутого пространства, психологическая защита, возможность общения, удовлетворение личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий.

Т. е., в АДР ключевыми являются слова – переключение, получение удовольствия, отдых, восстановление.

Основные задачи АДР:

1. переключение с основного вида деятельности на другой, связанный с двигательной активностью.

2. получение удовольствия от движений, повышение настроения от занятий ФУ.

3. оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил

4. обеспечение активного отдыха и приобщение к ЗОЖ

5. привитие интереса к АФК и вовлечение в занятия другими ее видами – АС, экстремальными и креативными видами двигательной активности

6. вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и овладение коммуникативными, социальными навыками

7. преодоление психологических комплексов

8. повышение уровня качества жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Основные виды АДР.

1. Адаптивный туризм;

2. Водные виды АДР (гидрореабалитация, аква-аэробика, ныряния, погружения с аквалангами, плавание);

3. Игровые виды АДР (подвижные игры, эстафеты, спорт. игры по упрощенным правилам);

4. Танцевальные виды АДР (ритмика, танцы, художественная гимнастика на инвалидных колясках, хореография);

5. Анималотерапия (иппотерапия, дельфинотерапия, гирудотерапия, филинотерапия, апитерапия, канистерапия);

6. Нетрадиционные методики, различные виды гимнастики, дыхательные методики (по Стрельниковой, по Бутейко, трехфазное дыхание по Лукьяновой).

2. АНИМАЛОТЕРАПИЯ

Анималотерапия – на самом деле достаточно древнее направление в медицине. Еще в древнем Китае мудрецы говорили о том, что поскольку животное испытывает главные пять чувств, которые испытывает человек – это голод, жажда, страх, боль и любовь, именно поэтому животное может помочь человеку и понять его и даже вылечить.

Так, в древней Иудее с особым благоговением относились к домашней птице, которая помогала достигнуть скорейшего выздоровления, а вот в Греции даже верили, что психические расстройства нервной системы лучше всего лечатся конными прогулками…

Затем анималотерапия была предана забвению, чтобы вновь возродиться уже в конце восемнадцатого века. Именно тогда, в одной из английских психиатрических лечебниц было создано специальное отделение, где параллельно с лекарственными препаратами и медицинскими процедурами, больные имели возможность общаться с животными. Это были кошки и собаки, птицы и кролики. У людей с психическими расстройствами наблюдалось улучшение общего состояния и прояснение сознания, осознание того, что они заботятся о ком–то, кто слабее их, кто нуждается в их помощи, придавало этим людям силу и надежду на выздоровление.

В 1964 году американским детским психиатром была даже издана книга, в которой Борис Левинсон рассказывал о том, как общение с собакой помогло мальчику – аутисту, если не полностью исцелиться, то стать более адаптированным к окружающему миру и общению с людьми. Положительная динамика и выздоровление этого мальчика дали толчок доктору для внедрения в свою практику анималотерапия. Положительные отзывы о таком лечении, динамика выздоровлений вновь сделали анималотерапию популярной и востребованной и в конце восьмидесятых годов, такая терапия общением с животными стала применяться для лечения многих нервных расстройств и депрессий.

Психологами из университета Оклахомы были сделаны сенсационные открытия – владельцы домашних животных отличаются большей степенью коммуникабельности и социальной активности, чем те люди, которые избегают общения с животными. Английские учёные заявили, что зоотерапия – помогает понизить артериальное давление. А калифорнийские врачи сообщили о том, что продолжительность жизни тех людей, кто держит дома домашних любимцев – на десять лет больше, и такие люди меньше болеют.

3. ФУНКЦИИ АНИМАЛОТЕРАПИИ

1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными нормализует работу внутренних органов, нервной системы, снимает стресс. Доказано, что 10-15 минут поглаживания кошки нормализуют сердечную деятельность и улучшают настроение. Американским врачом А. Кэтчером измерялось давление крови у владельцев кошей, когда они читали неинтересный текст и когда играли, возились, беседовали со своими любимцами (что должно было, в принципе, повышать давление). Однако во втором случае давление всегда оказывалось ниже, хотя возня нередко бывала довольно бурной.

2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Так, латвийским психологом Е. В. Антоновой с помощью методики «Рисунок семьи» изучалось влияние домашних животных на восприятие ребенком психологического климата в семье. Судя по рисункам, животные ассоциировались у детей с благоприятной семейной ситуацией, любовью, отсутствием конфликтов и враждебности. В эксперименте сравнивались результаты в семьях, где было какое-либо животное (не только собака или кошка, но даже хомяк, попугай, и в семьях, где животного не было. Оказалось, что в первой группе двое из каждых трех десятилетних подростков воспринимают семейную обстановку как благоприятную, в то же время, практически все их сверстники (98%) из второй группы как неблагоприятную. Тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, также оказалась существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. Когда в семье складываются отчужденные отношения, психотерапевты нередко рекомендуют завести питомца.

3. Реабилитационная функция. Контакты с животными позволяют личности формировать новые способы взаимодействия с действительность. Стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, по каким-либо причинам лишенным этой возможности. Исследование, проведенное американским ученым М. Робином и его сотрудниками, показало, что среди обычных школьников 29% называют свое любимое животное «единственным существом, которое можно любить». Среди подростков из исправительных заведений таких оказалось 47%, а среди пациентов психиатрических больниц 61%. Большую роль взаимодействие с миром природы играет в школах-интернатах для детей, лишенных родителей. Как показывают наблюдения, ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников.

4. Функция компетентности - осознания собственных сил, возможностей, умений. Взаимодействуя с животным, человек понимает, что может сам контактировать с природой, создавать новые пути общения, говорит себе: «Я могу!» Потребность, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека. Взаимодействие с миром природы является дополнительным способом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку.

5. Функция самореализации. Взаимодействуя с животным, человек говорит себе: «Я могу ухаживать, помогать живому существу». Как показали исследования психологов А. Маслоу, А. В. Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность быть значимым для других, ощущать свою нужность. Взаимодействие с животными позволяет удовлетворить эту потребность, ощутить себя необходимым любимому существу.

6. Функция общения. Для человека крайне важно иметь партнера для общения, которому можно доверять. В исследовании, проведенном шведским психиатром Л. Торкеллсоном, в котором опрашивалось более 4 тысяч владельцев собак, были получены следующие результаты. 98% обследованных доверяют животным свои тайны. Около 60% признались, что обсуждают с ними свои проблемы, как с советниками или исповедниками. 48% относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам. 90% владельцев уверены, что собака чувствует их настроение и прекрасно знает, счастлив ли хозяин в этот момент или он болен, или грустит о чем-то. Почти 60% людей отмечают день рождения своего подопечного животного, а каждый второй хранит его фотографию в портмоне, семейном альбоме или вешает портрет своего любимца на стене.

4. ФЕЛИНОТЕРАПИЯ

Фелинотерапия – вид терапии с привлечением кошек. Дети с ментальными нарушениями положительно относятся к присутствию кошки рядом, она ластиться к больному, лижет ему руки, лицо. Ее тепло и умиротворяющие мурчание позволяет ребенку приобрести эмоциональную устойчивость и сформировать коммуникативные навыки.

«Лечебные занятия» с кошками имеют некоторые особенности при организации и проведении, так как этих питомцев нельзя заставить что-то делать. Сеансы кошкотерапии, проходят тогда, когда «мурлыкающий доктор» этого захочет, а не когда это нужно человеку. В это же время, эти животные часто сами приходят к человеку, когда ему необходима помощь. Занятие длиться от 10 минут до 2-х часов. Этого времени вполне хватает, чтобы получить желаемый эффект. Его можно проводить ежедневно, если на это есть необходимость, можно раз в неделю – никаких ограничений нет.

Участие животного в процессе адаптивной физической культуры создает атмосферу доверия, которая помогает ребенку с синдромом Дауна, РАС и ДЦП лучше раскрыться и улучшает результат занятия. Поэтому инструкторы АФК очень часто используют данный метод в своей профессиональной деятельности в качестве средства коррекции и развитие двигательной и познавательной сферы, чтобы личность ребенка развивалась гармонично, у него пробуждается интерес к различным видам деятельности, тем самым способствуя его адаптации и социализации. Она может выступать как отдельным мероприятиям, но, чаще всего, идёт в комплексе с другими средствами АФК при работе с детьми с ОВЗ.

Возможность применения данной формы в адаптивной физической культуре ограничивается несколькими факторами: сложность в организации занятий, подготовка животных-терапевтов, высокая стоимость. При этом специалисты отмечают ее эффективность в работе с детьми младших возрастных групп с серьезными ментальными расстройствами, в том числе ДЦП, РАС и синдромам Дауна. Включение метода программы занятий по адаптивной физической культуре позволяет быстро включить «особенного» ребенка в работу, создать позитивную рабочею атмосферу занятий, разнообразить спектр упражнений, внести в занятия элемент игры, легко переключать ребенка из режима активности в режим расслабления, создавать стойкую мотивацию к занятиям. Эффекты от работы по методу анималотерапии при проведении занятий проявлялись в усилении эмоционального контакта с окружающими, появлении радости от физической активности, способности концентрироваться на заданиях, стабилизации положительных эмоций.

К сожалению, научных исследований, подтверждающих эффективность анималотерапии при работе с детьми с ОВЗ, немного, но отрицать факт положительного влияния общения с животными на психо-физическое состояние «особенного» ребенка невозможно.

Также большой положительный эффект фелинотерапии установлен при воздействии кошек на детей с отставанием умственного развития, а также при невротических и психических заболеваниях детей. Для этого лучше всего подходят кошки длинношерстных пород.

Лечебные свойства кошек зависят не только от длины шерсти, а и от окраса. Самыми большими целительными свойствами обладают черные кошки, забирающие у нас в 2 раза больше отрицательной энергии, чем другие кошки.

На втором месте белые кошки – самые лучшие врачеватели по всем направлениям. А вот рыжики дарят нам положительную энергию. Кремовые кошки бодрят и тонизируют. Голубовато-серые успокаивают нервную систему.

Публикации по теме:

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Фотоотчёт об украшении рекреации детского сада силуэтной вырезкой из бумагиФотоотчёт об украшении рекреации детского сада силуэтной вырезкой из бумаги Одной из традиций нашего дошкольного учреждения является украшение рекреации силуэтной вырезкой из бумаги, то есть вытынанками. В России.

Конспект прогулки «Наблюдение за домашними животными»Конспект прогулки «Наблюдение за домашними животными» Конспект прогулки «Наблюдение за домашними животными» Цель: продолжать знакомство детей с домашними животными, сформировать конкретное.

Конспект экскурсии «Наблюдение за домашними животными»Конспект экскурсии «Наблюдение за домашними животными» Конспект экскурсии "Наблюдение за домашними животными" Цель: продолжать знакомство детей с домашними животными, развивать интерес к.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Конспект урока «Транспорт. Виды транспорта». Мир природы и человека. 1 подготовительный класс для РАС Тема урока: Транспорт. Виды транспорта. Цель: познакомить обучающихся с различными видами транспорта и научить правильно их классифицировать.

Памятка для родителей «Безопасность детей при общении с животными» Уважаемые родители! Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть очень опасны. Поэтому ваша задача.

Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.

Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП»Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП» Педагогическая компетентность или «Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер» 24-25.04.2019 г. на базе нашего детского сада прошел семинар.

Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани»Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными в процессе АДР лиц с ОВЗ
Опубликовано: 17 декабря 2022 в 21:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными в процессе АДР лиц с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Баранова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД