Лучший педагог года

Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Елена Козырева
Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Автор: Е. В. Козырева, воспитатель ГКУ «Севский детский дом»

Публикация «Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно в ней реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Речь является важным средством связи между ребенком и окружающим миром, это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки хранения и передачи информации [5].

Нарушение связной монологической речи представляет особую проблему, затрудняет овладение умениями и навыками детей старшего дошкольного возраста, способствуя дезадаптации в коллективе сверстников, так как детям с нарушением интеллекта сложно выделить главный смысл рассказа собеседника, строить собственное развернутое высказывание, подбирать необходимый речевой материал для логического и последовательного сообщения.

Овладение речью у детей протекает медленно, это происходит из-за недоразвития их слухового и речедвигательного анализаторов [1].

При этом речевое развитие детей с нарушением интеллекта выражается не только в запаздывание речи, но и имеет ряд особенностей [5] :

– у детей с нарушением интеллекта отсутствует целостность высказывания;

– нет логичности;

–у старших дошкольников нет четкой последовательности описания предмета;

нарушена монологическая речь.

Дети с нарушением интеллекта отличаются недостаточным умением отражать причинно – следственные отношения между событиями, узким восприятием деятельности, нехваткой речевых средств. У них отмечаются трудности планирования монолога.

Целенаправленное развитие связной монологической речи имеет важнейшее значение в работе с детьми. Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми с нарушением интеллекта является сказка. Использование сказки, как средства по развитию связной речи у детей, способствует созданию коммуникативной направленности речевых высказываний, развитию монологической речи [2].

«Сказка доступна восприятию ребенка. Она является могучим средством для формирования образности речи, как воспитательное и обучающее средство влияет на ребёнка. В работе со сказкой у детей идет развитие мышления и воображения. Чем чаще дети слышат сказки, тем больше они запоминают гармонию слова, так как сказки оказывают свое большое влияние на речь ребёнка» [3].

Сказка повышает познавательный интерес детей, мотивацию к учебной деятельности, а также побуждает детей анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы [4].

В целом детская художественная литература является важным направлением в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта, так как развитие связной речи осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с пересказа коротких сказок с простым сюжетом, хорошо знакомых детям («Колобок», «Теремок», «Репка»). Так же для развития связной монологической речи детей с нарушением интеллекта необходимо использовать дидактический материал (мнемоквадраты; мнемотаблицы; сюжетные картинки, который позволяет делать обучение интересным и занимательным, поможет сформировать:

- стройность и целостность рассказа :

- последовательность рассказа;

- логичность рассказа.

Использовать дидактический материал можно в различных видах деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по развитию связной речи, в самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе с детьми, также можно использовать при проведении дидактических игр («Расскажи сказку по картинке», «Собери сказку», «Узнай сказку», «Перекодировка», и т. д).

Таким образом, использование сказки в работе с детьми с нарушением интеллекта способствует созданию коммуникативной направленности речевых высказываний, развитию монологической речи и формирует навыки правильного пользования языковыми средствами [2].

Литература:

1. Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках: Учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов / Аксенова А. К. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 320 с. – [Текст] / непосредственный.

2. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

3. Гринина, Е. А. Использование потенциала детских сказок в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е. А. Гринина, Т. Т. Щелина: «Молодой ученый», 2015

4. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – Москва : Просвещение, 2011 – 268 с. – ISBN 978-5-09-025960-6. – [Текст] / непосредственный.

5. Митенкова, Т. В. Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста / Т. В. Митенкова, Л. К. Анищенко, Е. В. Митенкова. – Молодой ученый. – 2016.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Опубликовано: 9 марта 2024 в 16:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козырева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД