Получи документы

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ

Татьяна Бобровникова
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ

Аннотация: в статье рассматривается инклюзивное образование в современном обществе, вопросы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзия, индивидуальный образовательным маршрут, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование.

Публикация «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ» размещена в разделах

Инклюзия - это активное включение детей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Процесс создания надлежащей среды для всех детей, что, в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания, развития и обучения знаниям, умениям и навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

Для более успешной адаптации детей с ОВЗ к общественной жизни важно оказать правильную психолого-педагогическую помощь ребенку и семье, в которой он воспитывается. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкивается семья ребенка с ограниченными возможностями – это отношение окружающих к ребенку и его семье, получение доступного и достойного образования для ребенка. Дошкольное учреждение является первым образовательным заведением, в котором начинается социализация ребенка в обществе. Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации, доступности качественного образования детей независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, - одна из самых актуальных проблем в современном обществе.

Для социализации ребенка с ОВЗ необходимо создавать особые условия в общеобразовательном дошкольном учреждении.

Находясь вне специальных условий обучения и воспитания, таким детям сложно адаптироваться к жизни в обычном общеобразовательном учреждении. Социализация и адаптация будет полезна не только детям с проблемами развития, но и обычным, здоровым воспитанникам. Совместное обучение норматипичных детей, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию у обычных ребят толерантности, ответственности, взаимоуважения, терпимости. Для обычных детей опыт взаимодействия с особенными детьми игровой и учебной деятельности приведет к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру. А значит, детское общеобразовательное учреждение должно быть готовым принять любого ребенка. Кому-то понадобиться адаптированная образовательная программа, индивидуальный образовательным маршрут (ИОМ, кому-то тьютор для сопровождения, специализированная учебно-методическая литература, лифт или пандус. Всё это можно назвать одним термином - инклюзивное образование. Под термином инклюзивное образование понимается обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных группах, группах компенсирующей направленности.

Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет. Родители детей-инвалидов ограничивают ребенка в общении с другими детьми, опасаясь, что в детском саду за ним не будет должного ухода что их ребенок будет изгоем в детском коллективе. Но именно в детском возрасте закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Для ребенка характерно сниженный темп работы, они с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

В нашем дошкольном общеобразовательном учреждении педагоги составляют индивидуальные программы развития по результатам бесед с родителями, личных наблюдений за ребенком в течении дня. Педагогический поиск заключается в том, чтобы подобрать те виды игр и упражнений, которые будут доступны и интересны каждому из воспитанников группы. В период адаптации, а особенные дети адаптируются гораздо дольше номатипичных, педагог должен создать спокойную благоприятную обстановку в группе, положительное эмоциональное состояние ребенка, наладить контакт с ребенком и его родителями. Создать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии со своими сверстниками. Специальные индивидуальные и групповые упражнения чередуются с общими, обычными для любого ребенка. Взаимодействие педагогов с детьми ОВЗ отличает особой гибкостью, умением предложить детям задание, упражнение посильное и интересное каждому, включить ребёнка в совместную деятельность. Наша главная цель – помочь ребенку с ОВЗ и его семье. В этом нам помогает комплекстный подход, мы помогаем ребенку самоутвердиться в жизни, регулировать свое поведение, уметь понимать и контролировать свои эмоции, исправлять речевые нарушения, налаживать коммуникацию. Важно у ребенка с каким-либо ограничением здоровья найти тот сохранный ресурс, благодаря которому можно с ним двигаться дальше. Способности каждого надо развивать, только тогда ребенок даст нам положительную динамику развития и достигнет успеха в той или иной области. Полученье навыки помогут ребенку социализироваться во взрослой жизни.

Для более успешной адаптации детей с ОВЗ в своей работе мы используем следующие методы:

1. Игротерапия, помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

2. Сказкотерапия - метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать трудности с которыми он сталкивается в жизни. В процессе игры мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой.

3. Психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы, повышают стрессоустойчивость ребенка, способствуют улучшению памяти и внимания. Игры «Колечко», «Мое настроение», «Веселый – грустный», «Эмоции» и др.

4. Смехотерапия - метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.

5. Песочная терапия - метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.

6. Арттерапия. Это метод вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Занятия мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли.

Наиболее эффективный результат и положительные изменения в динамике развития детей дает использование нетрадиционных технологий в таких образовательных областях, как художественное творчество, коммуникация, социализация и музыка. При оценке динамики развития ребенка с ОВЗ необходимо сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития. При взаимодействии с ребенком очень важно создавать атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, независимо от его нозологии.

На наших занятиях мы стараемся научить ребенка не сразу всему, а двигаемся небольшими шажками, даже маленькая победа - это начало большого успеха. При обучении и развитии детей мы опираемся на сохранные органы чувств: так при нарушениях зрения – объяснять все детально ребенку и научить его сопровождать свои действия речью, при нарушениях слуха – опора делается на наглядный показ, тактильные и двигательные анализаторы.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей разной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ
Опубликовано: 13 июля 2022 в 15:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бобровникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД