Получи документы

Нарушения опорно-двигательного аппарата

ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ
Нарушения опорно-двигательного аппарата

НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата (по О. Г. Приходько) :

1. заболевания нервной системы (детский церебральный паралич (ДЦП); полиомиелит);

2. врожденная патология двигательного аппарата (врожденный вывих бедра; кривошея; деформации стоп; аномалий развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз);

Публикация «Нарушения опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

3. приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата (травматические повреждения спинного мозга, головного мозга, скелета и конечностей; полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов); хондродистрофия; заболевания скелета; системные заболевания).

Патология опорно-двигательного аппарата отмечается у пяти-семи процентов детей, из них восемьдесят девять процентов составляют дети с церебральным параличом (ДЦП). Из каждых ста случаев ДЦП тридцать возникают во внутриутробном периоде, шестьдесят в момент родов, десять после рождения.

При церебральном параличе поражены большие полушария, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательной функции, которое происходит в результате задержки становления и неправильного развития статокинетических рефлексов, парезов (неполный паралич, ослабление функций какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы, патологии тонуса. Возникают также и вторичные изменения:

изменения в нервных и мышечных суставах, связках;

специфические особенности формирования психической деятельности;

расстройства речи, зрения.

Выделяют три периода течения детского церебрального паралича:

1) ранняя стадия (первые месяцы жизни);

2) ранняя резидуальная (первые годы жизни);

3) поздняя резидуальная (с 2—4 до 16 лет).

Существует три степени тяжести двигательного дефекта (по Л. И. Аксеновой) :

1) легкая (физический дефект дает возможность свободно передвигаться, не затрудняет социальную адаптацию, интеграция в общество происходит с минимальными ограничениями);

2) средняя (существует потребность в частичной помощи со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании);

3) тяжелая (полная зависимость от помощи окружения).

У детей с ДЦП двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями.

Патогенетической основой при ДЦП является поражение двигательных систем головного мозга; при прочих нарушениях опорно-двигательного аппарата — повреждения спинного мозга, головного мозга, скелета и конечностей в результате травм или соматических заболеваний различного происхождения.

Основными причинами возникновения ДЦП являются внутриутробная патология, родовая травма, действие которой обычно сочетается с асфиксией. В период после рождения к причинам возникновения ДЦП относят: нейроинфекции (менингит, энцефалит, тяжелые ушибы головы.

Характеристика детей с ДЦП

1. Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития.

При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после полутора-двух месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до четырех лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде четырех-шести лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц появляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными.

2. Уровень работоспособности значительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.

3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности. Так, при поражении в первой половине беременности будет присутствовать грубое недоразвитие интеллекта, а во второй половине беременности психические нарушения будут неравномерны и мозаичны.

О. Г. Приходько выделяет два варианта задержки психического развития у детей с данным дефектом:

1) временная задержка темпов психического развития (при своевременной коррекционной работе возможно достижение уровня нормы);

2) состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности имеющая обратимый характер.

4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.

5. Уровень развитие интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая не равномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствие интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.

6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет восемьдесят процентов. Основными формами речевых нарушений являются задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушения письменной речи.

7. Внимание: недостаточная концентрация.

8. Восприятие: замедленно.

9. Память: снижен объем механической памяти.

10. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) формируется в зависимости от степени ДЦП и тяжести вторичных дефектов.

11. Особенности обучения в школе. Обучение детей с ДЦП осуществляется в специальных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Вывод. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, лечебная помощь и психолого-педагогическое сопровождение. Дети с ДЦП нуждаются в условиях специального образования.

В нашей стране для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата существует сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения: поликлиники, ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, специализированные санатории, неврологические отделения, психоневрологические больницы.

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Ее цель — подготовка детей к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями и интересами. Имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при условии сохранного интеллекта имеют право льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения. Лицам с данным дефектом рекомендуются профессии программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика. Перед поступлением в учебное заведение и тру-доустройстве проводится экспертиза трудоспособности в Медико-социальной экспертизе (МСЭ).

Специальная школа VI вида предназначена для образовании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей).

Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (4-5 лет);

2-я ступень - основное общее образование (6 лет);

3-я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).

В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Для детей, не посещавших детский сад, открыт подготовительный класс. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек.

В школе VI вида установлен специальный двигательный режим.

Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в целом.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Картотека игр на преодоление двигательного автоматизмаКартотека игр на преодоление двигательного автоматизма Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание.

Комплекс игр для развития дыхательного аппаратаКомплекс игр для развития дыхательного аппарата «Снег в бутылочке» Цель: Учить правильному дыханию (вдох через нос, выдох через рот).Материал: маленькая пластиковая бутылка, трубочка.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Консультация «Развитие артикуляционного аппарата»Консультация «Развитие артикуляционного аппарата» Хочу представить вашему вниманию очередную работу на тему "ЗКР". Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 22 мая 2023 в 21:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нарушения опорно-двигательного аппарата» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ИВАНОВНА ТРИПУТЕНЬ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД