Получи документы

Консультация для специалистов «Особенности развития мышления умственно отсталых детей»

Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для специалистов «Особенности развития мышления умственно отсталых детей»

Прежде всего, проблемы мышления умственно отсталых детей кроются в свойствах нервных процессов. Замедленный темп формирования новых условных связей, а также их непрочность обуславливаются слабостью функций коры головного мозга. Проблемы начинаются с потребности что-то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Публикация «Консультация для специалистов „Особенности развития мышления умственно отсталых детей“» размещена в разделах

Анализ у детей с умственной отсталостью характеризуется недостаточной полнотой и точностью, бессистемностью и непоследовательностью, хаотичностью.

Анализируя объект, дети не стремятся рассмотреть его детали и не замечают ряд важных свойств, они выделяют лишь знакомые и наиболее заметные им части.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Специфические черты мышления у умственно отсталых детей ярко проявляются в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам а часто — по несоотносимым. При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства.

У умственно отсталых детей на выделении несущественных второстепенных свойств объектов так же основано обобщение. Эта мыслительная операция страдает в наибольшей степени.

При обобщении дети опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации требующей применения общепринятого орудия. В случае принятия помощи взрослых, дети недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.

Развитие различных видов мышления своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное. Дети с отклонениями в развитии не ориентируются в условиях проблемной практической задачи, они не могут проанализировать условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является неспособность самостоятельно оценить свою работу. Они, часто не замечают своих ошибок, не проводят проверки решения задания и т. д.

Умственно отсталые дети обычно начинают работу, не планируя свои дальнейшие действия и не дослушав инструкции. Сильно снижена мотивация мышления : детей привлекают легкие задания, которые не требуют мыслительного напряжения и преодоления препятствий.

От нормальных детей их так же отличает включение речи в процесс решения мыслительных задач. Нормально - развивающиеся дети используют речь, чтобы помочь себе осмыслить ситуацию, при этом анализируя свои действия во внешней речи. При этом речь выполняет организующую и регулирующую функции, что позволяет им осознать свои действия и в дальнейшем их спланировать.

У умственно отсталых детей такая потребность почти не возникает. У них более явной является недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован и поэтому не обобщен.

У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Делая вывод можно сказать, что для мышления умственно отсталых детей характерно :

1. нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщения и абстрагирования);

2. снижение активности мыслительных процессов;

3. наиболее сохранный видом мышления является — наглядно-действенный;

4. присутствует неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;

5. некритичность мышления;

6. слабая регулирующая роль мышления;

7. низкая мотивация мыслительной деятельности.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для специалистов «Особенности развития мышления умственно отсталых детей»
Опубликовано: 31 августа 2020 в 16:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для специалистов «Особенности развития мышления умственно отсталых детей»» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриенко Марина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД