Папки-передвижки

Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях

Екатерина Карпунина-Ожеровская
Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях

Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях

В 2008 году Россия присоединилась к числу 26 стран, подписавших Конвенцию ООН о правах инвалидов. Этот международный документ меняет представление об инвалидности: не просто рассматривает ее как проблему социального вспомоществования, а сосредотачивается на вопросах соблюдения прав человека.

Перемены, происходящие в Российском обществе, в государственной политике по отношению к инвалидам, определяют изменения в деятельности всех видов учреждений, оказывающих услуги данной социальной группе общества.

Публикация «Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях» размещена в разделах

Дома ребенка – это первая ступень учреждений здравоохранения, в которых находятся дети-инвалиды, дети-сироты, имеющие различные нарушения. Контингент воспитанников домов ребенка достаточно разнообразен по характеру нарушений и отклонений в развитии. Различные аналитические обзоры состава воспитанников показывают, что 98% имеют нарушения в развитии органического или (и) функционального генеза.

Многочисленные исследования отечественных ученых и практиков (В. А. Доскин, Е. Т. Лильин, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, О. Г. Приходько. Р. В. Ямпольская и др.) показывают, что адекватно организованная ранняя диагностика и комплексная реабилитация и коррекция с первых месяцев и лет жизни, позволяют не только коррегировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупреждать появление вторичных нарушений, снизить степень социальной дезадаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития, образования, степени интеграции в обществе.

За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию по отношению к детям-инвалидам. Суть этой стратегии заключается в следующем.

Любой ребенок, будь то глубоко умственно-отсталый или ребенок с нервно-психическими нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего дома ребенка. В связи с тем, что у воспитанников дома ребенка либо нет родителей, либо дети являются социальными сиротами, вся ответственность за развитие и воспитание воспитанников, «ложится на плечи» сотрудников дома ребенка. В доме ребенка необходим поиск современных нетрадиционных подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Таким подходом в нашем учреждении является система физкультурно-оздоровительной работы, гарантирующая сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности, а также благоприятных и адекватных условий воспитания и развития.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого детского учреждения. В последнее время особый интерес вызывает работа с детьми раннего возраста со сложной структурой дефекта. Важной предпосылкой возникновения данного опыта является уменьшение числа здоровых детей. По данным Института возрастной физиологии РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей. Количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% - хронические заболевания. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится актуальной.

Всем давно известно, что движение – это:

- врожденная, жизненно необходимая потребность человека;

- эффективное лечебное средство;

- познание окружающего мира;

- важное средство воспитания и общения.

Полноценное нервно-психическое развитие малыша невозможно без достаточного количества движений, которые являются одним из средств физического воспитания. Для этого ему нужно предоставить место, удобную одежду, предметы, которые бы побуждали к движению.

Работа Дома ребенка в нашей группе начинается с создания особого пространства со специальными условиями, в котором дети могут реализовать свою потребность в движении. Также, особое внимание мы уделяем оздоровительным мероприятиям, медицинскому и педагогическому контролю за развитием и здоровьем каждого ребенка.

В связи с тем, что воспитанники Дома ребенка – это дети со сложной структурой дефекта, дети ослабленные, часто болеющие, одним из приоритетных направлений деятельности нашей группы было решено выбрать физкультурно-оздоровительную работу. Поэтому коллектив педагогов 1 группы ГКУЗ ВО «Владимирский дом ребенка специализированный» взял на себя инициативу по разработке системы физкультурно-оздоровительной работы, реализация которой способствовала бы снижению детской заболеваемости, повышению двигательной подготовленности и развитию психофизических качеств дошкольников, а также повышению их интереса к занятиям физическими упражнениями.

В Доме ребенка созданы условия для успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы. Имеется зал ЛФКа, оснащенный стандартным оборудованием и нетрадиционным спортивно-игровым инвентарём, стандартная спортивная площадка; в групповых помещениях имеются зоны двигательной активности с разнообразным спортивным оборудованием и инвентарём.

По данному направлению мы углублённо работаем на протяжении нескольких лет, за этот период сложилась система проведения занятий по физической культуре и разработаны сценарии спортивных досугов, физкультурных праздников с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Создание и реализация системы физкультурных занятий и мероприятий, основанной на современных здоровьесберегающих технологиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

НОВИЗНА ОПЫТА

Новизна данного опыта заключается в разработке системы физкультурных занятий и мероприятий как элемента системы физкультурно-оздоровительной деятельности в работе с детьми 3-х-4-х лет с ограниченными возможностями здоровья, способствующей укреплению здоровья воспитанников, совершенствованию их физического развития, двигательной подготовленности и всестороннему развитию.

Элементы новизны прослеживаются в организации интегрированных физкультурных занятий, разработанных с учетом особенностей физического и психического развития воспитанников. Вариативной модели двигательного режима, разработанного в нашей группе с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Кроме традиционных форм работы в нё м представлены:

- физкультурные досуги (1 раз в месяц);

- гимнастика «Маленьких волшебников» - включает в себя точечный массаж и дыхательные упражнения;

- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е. Железнова);

- игры для коррекции зрения;

- увлекательная разминка – выполняется под музыкальное сопровождение, рифмованные загадки, где отгадками служат забавные подражательные упражнения;

- утренняя коррекционно – оздоровительная гимнастика;

- закаливание активное и пассивное ;

- проведение летних физкультурно-оздоровительных праздников, способствующих созданию у воспитанников позитивного отношения к своему здоровью.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

В основу данного опыта положены:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – которая реализуется педагогами дома ребенка.

- положения современной социально-оздоровительной технологии Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», которая органично сочетает в себе методики из различных отраслей науки (медицины, педагогики, социологии, практики (физического воспитания, организации деятельности, направленные на воспитание и внедрение здорового образа жизни в дошкольном учреждении;

- технология М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», синтезирующая различные виды деятельности, что способствует мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья;

- игровые технологии А. С. Галанова «Игры, которые лечат», которая основывается на формировании потребности в движениях через ведущую деятельность дошкольного возраста – игру.

- система работы по развитию основных движений детей раннего возраста «Малыши, физкульт-привет

- система инновационных технологий Психолого-педагогическая реабилитация воспитанников Дома ребенка. Худенко Е. Д., Приходько О. Г. и др.

В фундаменте системы физкультурно-оздоровительной работы – идеи представителей различных дисциплин:

- физиологов : А. А. Ухтомского и его учения о доминанте, Н. И. Бернштейна, сформулировавшего идею поуровневой организации движений и изучавшего динамику мышечных сил и иннервационной структуры двигательных актов,

- психологов: А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, которые разрабатывали вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и психологии движения,

- педагога, врача, теоретика физической культуры и спорта П. Ф. Лесгафта, разработавшего теорию физического воспитания. Основой физического развития он считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц, большое внимание придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребенка,

- педиатров и педагогов Е. А. Аркина и Ю. Ф. Змановского, которые занимались разработкой оздоровительных технологий, сочетавших в себе методики из различных областей науки и практики, направленных на внедрение здорового образа жизни в деятельность дошкольных учреждений.

Физическое развитие детей 3-х - 4-х лет жизни с ограниченными возможностями здоровья является важным для формирования у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, выработке потребности получения положительных эмоций. В связи с этим основное направление деятельности педагогов Владимирского дома ребенка специализированного - научить ребенка быть здоровым, воспитывать у него потребность в здоровом образе жизни.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Основная цель работы: сохранение здоровья и психофизическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи работы:

- укрепление здоровья детей;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств и физической подготовленности детей в соответствии с индивидуальными возможностями и состоянием здоровья каждого ребёнка;

- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

- выявление интересов, наклонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурных занятий и мероприятий на основе здоровьесберегающих технологий.

Дом ребенка - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение, а также комплексную медико – психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим в нашей группе разработана и успешно функционирует система физкультурных занятий и мероприятий, направленная на реализацию комплекса оздоровительных, образовательных, воспитательных задач физического воспитания.

С целью успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста разработана вариативная модель двигательного режима (Приложение 1, которая включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

В работе применяем различные типы игр-занятий по физической культуре : традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные и другие, обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности, двигательной активности.

Традиционными стали в доме ребенка проведение летних физкультурно-оздоровительных праздников, способствующих созданию у воспитанников позитивного отношения к своему здоровью.

Для успешного физического развития и оздоровления детей в доме ребенка созданы необходимые условия: зал ЛФКа, спортивная площадка на улице с парковой зоной. В каждой группе для двигательной активности детей оборудованы центры физической активности, которые находятся в доступном для детей месте и отвечают требованиям техники безопасности.

В практической деятельности используем следующие приемы повышения эффективности использования нестандартного физкультурного оборудования, инвентаря и раздаточного материала:

- создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования, внесения новых пособий;

- размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий: таких, как ленты, мишени для ловли и бросания мячей;

- использование мобильного многофункционального игрового, спортивного, реабилитационного оборудования. Объединение его в определенные комплексы, такие как полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и др;

- перестановка пособий, различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование;

- создание разных игровых зон для игр с мячом, с обручем, с мелкими геометрическими формами и др.

Вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми 3-х-4-х лет проводится с музыкальным сопровождением (фортепиано, музыкальный центр, имеется фонотека музыкальных композиций для организации двигательной деятельности: различных видов ходьбы и бега, выполнения общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, проведения подвижных игр, релаксации).

В группе разработаны различные картотеки: «Физкультурные досуги», «Комплекс эмоционально – стимулирующей гимнастики», «Подвижные игры для дошкольников», «Гимнастика пробуждения», «Гимнастика маленьких волшебников», «Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е. Железнова)».

С целью оздоровления воспитанников дома ребенка 3-4 лет, используем современные здоровьесберегающие технологии (Приложение 2, разработана система закаливающих мероприятий (Приложение 3, система профилактических мероприятий (Приложение 4).

Физическое развитие и воспитание детей в доме ребенка осуществляется под наблюдением медицинского и педагогического персонала, включающим:

- динамическое наблюдение за здоровьем и физическим развитием детей;

- медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребёнка;

- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, оборудованием, спортивной одеждой и обувью.

Педагоги 1 группы Дома ребенка проводят мониторинг здоровья и двигательной подготовленности по следующим направлениям:

- продвижение по группам здоровья, уровень физического развития;

- мониторинг двигательной подготовленности;

- контроль за «развитием движений и навыков», по картам НПР

Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа в нашей группе занимает важнейшее место :

- создан благоприятный эмоционально-психологический микроклимат;

- созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении;

- реализуется комплекс закаливающих мероприятий;

- организовано разнообразное рациональное питание;

- организована психологом коррекционная работа с детьми в сенсорной комнате;

- рационально организована двигательная активность детей в течение дня;

- используется индивидуально-дифференцированный подход в играх, на занятиях, во время развлечений, самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Созданная и реализуемая в нашей группе система физкультурных занятий и спортивных досугов даё т положительные результаты:(анализ за последние два года) .

1. Создан благоприятный психологический климат – воспитанники с удовольствием посещают занятия. Дети эмоциональны, общительны, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми (мониторинг по картам НПР раздел - «поведение»).

2. Возрос уровень физического развития детей : за два года количество детей с низким уровнем физической подготовленности сократилось на 7%, с уровнем «ниже среднего» - на 8%, число детей в уровнем «выше среднего» выросло на 6%, а с «высоким» на 10%

3. Переход детей по группам здоровья незначителен.

4. Система физкультурно-оздоровительной работы позволяет вырабатывать у детей разумное отношение к своему организму, прививать необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливать наших воспитанников к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды – словом, способствует умению вести здоровый образ жизни.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Разработанная система физкультурных занятии и мероприятий может быть использована инструкторами по физической культуре, педагогами дома ребенка, старшими воспитателями для внедрения в воспитательно-образовательный процесс домов ребенка с целью создания условий для охраны и укрепления здоровья детей, всестороннего развития личности воспитанников, формирования привычки к здоровому образу жизни, интеграции деятельности воспитателей, специалистов домов ребенка по физическому развитию и оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей развивающихся в соответствии с физическими и нервно-психическими с возрастными нормами.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Циклограмма подвижных игр (для детей третьего года жизни) Подвижные игры одно из главных приоритетных направлений в развитии дошкольника на протяжении всего дня. сентябрь (3. й г. ж.) Название игры.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Индивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизниИндивидуальный проект «Жизнь озера» для воспитанника семейного детского сада четвертого года жизни Из цикла "Отдыхаем и развиваемся" Возле красивого озера нам с малышом предстояло прожить две недели. Я планировала посвятить часть времени.

Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?»Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?» На третьем году жизни ребенок продолжает интенсивно знакомиться с окружающей действительностью. Он как неутомимый исследователь познает.

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Космос» Цели: Деть детям элементарные представления о космосе. Активизировать словарь по данной теме. Продолжать формировать устойчивые представления.

Консультация для родителей «ФЭМП у детей третьего года жизни» Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей третьего года жизни"Для детей третьего года жизни.

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях»Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Консультация «Спортивная форма – необходимая деталь на физкультурных занятиях» Спортивная форма на физкультурных занятиях - это обязательное.

Протокол родительского собрания в первой младшей группе «ФЭМП у детей третьего года жизни» Протокол родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей третьего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях
Опубликовано: 27 июня 2022 в 13:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическое развитие детей третьего и четвертого года жизни с ОВЗ на физкультурных занятиях и мероприятиях» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Карпунина-Ожеровская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД