Лучший педагог года

Значение сюжетно — ролевой игры в развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Ольга Чистякова
Значение сюжетно — ролевой игры в развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова, владеет монологической и диалогической речью.

Иная картина наблюдается у дошкольников с ТНР.

Публикация «Значение сюжетно — ролевой игры в развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, у некоторых детей речь почти отсутствует. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме свободно общаться с окружающими.

Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений.

Адаптация таких детей к социальной жизни, развитие и коррекция у них различных характеристик речи является первостепенной задачей коррекционной педагогики.

Сюжетно-ролевая игра является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи.

В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади).

Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность.

В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Однако процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками отличается однообразием тематики, бедным содержанием игр, повторяющимися действиями, эпизодами, репликами.

Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер, ролевые диалоги бедные, односложные.

Роль педагога в сюжетно-ролевых играх с детьми данной категории заметно возрастает по сравнению с ролью педагога в коллективе детей с нормальным речевым развитием. Развивая игровую деятельность детей с ТНР, педагог, прежде всего, планирует задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений детей в контексте игры.

Кроме того, для компенсации речевых нарушений, необходимо:

- создание предметно-игровой среды,

- подбор методов и приемов обучения,

- индивидуальный подход к детям,

- совместная деятельность воспитателя и учителя - логопеда в процессе руководства игрой.

Опыт работы показывает, что дошкольники старшего возраста с ТНР с трудом овладевают навыками применения предметов – заменителей. Поэтому в сюжетно-ролевых играх детей с ТНР можно использовать только заменители тех предметов, которые хорошо знакомы детям.

Кроме того, предмет - заменитель должен иметь некоторое предметное сходство с заменяемым им предметом. Так, например, в ходе игры педагогу следует показать, что можно использовать палочку или карандаш вместо градусника, а кубик вместо мыла.

Данный факт ставит детей перед необходимостью переименовать предмет и сообщить об этом остальным. То есть в игре, кроме речи с определенной ролью, появляется речь с функцией согласования совместных действий.

Так как дети с ТНР предпочитают играть небольшими группами (по два – три человека, наиболее целесообразно организовывать игры, в которых участвуют все дети группы.

Например: “День рождения Маши”, где все дети танцуют и поют; “Автобус”, где все дети – пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, обсуждают; “Магазин игрушек”, где дети “купив” игрушку, затем играют с ней; причём получает её тот, кто вежливо попросит у продавца.

При этом в ходе сюжетно-ролевой игры воспитатель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для детей фиксирует их для себя, либо косвенно не нарушая ход игры, поправляет и комментирует.

Большую значимость приобретает умение воспитателя установить контакт с детьми, поскольку создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в игре - очень важный фактор.

В процессе игры воспитатель иногда берет на себя какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством взрослого. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять ход игры.

Необходимо учитывать, что дети данной категории быстро утомляются в игре: педагог, руководя игрой, переключает детей с одной деятельности на другую, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого.

Сюжетная – ролевая игра влияет на всестороннее развитие ребенка: через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает моральными ценностями, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, усваивает социальный опыт.

В игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в самостоятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Развиваются все психические процессы, особенно, воображение, внимание и образное мышление; в игре происходит нравственное развитие: ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать сверстнику и взрослому; формируется ответственное отношение к выполняемой роли; развивается волевое поведение, умение подчинять свои желания игровому правилу. Развивается эмоционально – волевая сфера детей.

Сюжетно – ролевая игра — это не только обязательная принадлежность детства, но и средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» для детей старшего возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Детский сад» для детей старшего возраста Цель: продолжать формировать у детей представление о профессии воспитатель. Роли: воспитатель, помощник воспитателя, родители.  Предварительная.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк»Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк» Цель: совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Задачи: Развитие интереса к игре. Закрепление представлений.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

НОД по музыкальному развитию в форме сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей старшего дошкольного возрастаНОД по музыкальному развитию в форме сюжетно-ролевой игры «Автобус» для детей старшего дошкольного возраста 1. Репертуар, задачи – «Марш», музыка Чичикова. Продолжать развивать умение детей ритмично двигаться под маршевую музыку; Упражнение «Возле.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» для детей старшего возрастаПроект сюжетно-ролевой игры «Банк» для детей старшего возраста Галия Бакланова Проект сюжетно-ролевой игры "Банк" Проект сюжетно-ролевой игры «Банк» Актуальность Работать в банке я хочу, Эта работа.

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Театр. Колобок» для старшего дошкольного возраста (5–6 лет)Сценарий сюжетно-ролевой игры «Театр. Колобок» для старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие- социализация. Тема: Театр-сказка "Колобок". Возраст: Старший дошкольный возраст.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:

Публикация Значение сюжетно — ролевой игры в развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Чистякова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Значение сюжетно — ролевой игры в развитии детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 19:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД