Лучший педагог года

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе

Шляндина Маргарита
Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе

Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.

Произношение звуков речи – это сложный навык, который происходит в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Движения губами, языком, челюстью развиваются у ребенка постепенно, т. е. прежде чем он начнет полноценно говорить, у него должен сформироваться этот сложный двигательный навык, формирование которого требует проведения специальных занятий.

Публикация «Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе» размещена в разделах

Именно совокупностью этих специальных упражнений и является артикуляционная гимнастика, которая направлена на укрепление мышц артикуляционных органов, развитие их силы и дифференцированности движений.

Значение правильной речи в жизни человека

Владение правильной и чистой речью является наиважнейшим фактором в комплексном развитии личности. Человек, у которого хорошо развита речь, без проблем вступает в контакт с окружающими его людьми, может выражать свои желания и мысли, осуществлять организационную деятельность и задавать вопросы, что и является неотъемлемой составляющей коммуникации внутри социума.

И наоборот, нечеткая, неясная речь серьезно затрудняет общение с другими людьми, что может сказаться на особенностях личности такого человека. К слову, именно развитая речь является одним из факторов, свидетельствующих о том, что ребенок полностью готов к учебному процессу. Но практика показывает, что количество детей, имеющих дефекты речевого развития, только растет с каждым годом.

Важно понимать, что четкая и грамотная речь – это не врожденный дар, а навык, который приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и логопедов. При этом одним из обязательных условий правильного звукопроизношения является нормальная работа дыхательного и артикуляционного аппарата. Мнение о том, что звукопроизношение у детей формируется самостоятельно, без участия взрослых и логопедического воздействия, оказывается полностью ошибочным.

Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе

Значение артикуляционной гимнастики трудно переоценить, потому что она занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

При произношении того или иного звука, каждый артикуляционный орган, который участвует в речевом процессе, занимает определенное положение. В нашей повседневной речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, т. е. чтобы речь была внятной и понятной, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Добиться этого можно только при развитых мышцах этих органов, их достаточной подвижности и способности перестраиваться.

Ребенок с младенческого возраста проделывает большое количество артикуляционно-мимических движений губами, языком и челюстью, сопровождая их лепетом, бормотанием и другими диффузными звуками. По сути они выполняют роль гимнастики в естественных жизненных условиях.

По мере взросления, развитие мышц органов артикуляционного аппарата происходит постепенно. В логопедическом процессе артикуляционная гимнастика является своеобразной базой, на основании которой строится дальнейшая работа. Иными словами, если у ребенка не развиты органы артикуляционного аппарата, он не понимает, какое положение должны занимать язык, губы и челюсть при произношении того или иного звука, то и дальнейшее логопедическое воздействие не даст никакого результата.

Особенности артикуляционной гимнастики

Цель артикуляционной гимнастики в логопедической работе заключается в выработке полноценных движений и положений артикуляционных органов, а также в умении объединять простые движения в сложные, которые необходимы для правильного процесса звукопроизношения.

Упражнения проводятся каждый день примерно по 3-5 минут. Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением. Это нужно для того, чтобы логопед мог контролировать качество этих движений, а ребенок могу ощущать и запоминать все свои действия.

Сначала все занятия проводятся перед зеркалом, потому что на этом этапе очень важен зрительный самоконтроль. Количество повторений того или иного упражнения индивидуальна. На начальном этапе можно ограничиться двумя повторениями, постепенно доводя это количество до 10.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет :

• укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность;

• научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу;

• увеличить амплитуду движений;

• уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата;

• подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению.

Упражнения для артикуляционной гимнастики

Чтобы правильно подобрать упражнения, необходимо знать, какие именно движения характерны для различных артикуляционных органов.

Язык – это самый подвижный речевой орган. Он состоит из корня и спинки, состоящей из задней, средней и передней части. В зависимости от того, какая именно часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на заднеязычные (к, г, х, среднеязычный (й) и переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц).

Уровень подвижности губ также играет большую роль в произношении звуков. Губы могут округляться (когда мы произносим «о», вытягиваться в трубочку (звук «у», выдвигаться вперед и т. д. При произношении определенных звуков (б, п, м) губы смыкаются между собой, а при произношении звуков в и ф, между губами образуется небольшая щель.

Нижняя челюсть может опускаться или подниматься, что очень важно при произношении гласных звуков.

Мягкое нёбо также может подниматься или опускаться. Когда оно опущено, то выдыхаемая нами воздушная струя проходит через носовую полость, в результате чего образуются такие звуки, как м, м’, н, н’. Если оно поднято, то проход в полость носа закрыт, поэтому воздушная струя идет только через рот.

Рекомендации к выполнению упражнений

Основополагающая роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе требует правильного выполнения упражнений, а также соблюдения определенных рекомендаций в работе с ребенком:

1. Упражнения нужно делать каждый день, чтобы у ребенка закреплялся навык. Выполнение этих занятий требует от ребенка серьезных энергозатрат и терпения, поэтому если ему сложно, то можно разбить количество упражнений на несколько блоков.

2. Кратность выполнения упражнений нужно увеличивать постепенно, чтобы ребенок привыкал к нагрузке. Начинать можно с 2-5 повторений, повышая до 10 и выше.

3. Удержание артикуляционной позы (статические упражнения) должно выполняться в течение порядка 15 секунд.

4. Занятия лучше проводить в игровой форме.

5. Если какие-то упражнения выполняются не очень хорошо, но не нужно вводить новые, а лучше поработать над старыми.

6. Лучше всего выполнять упражнения сидя перед зеркалом. Так ребенок будет видеть движения взрослого и контролировать свои собственные движения.

7. Педагог должен следить за правильностью выполнения упражнений: темп, плавность, точность и т. д.

Успешность выполнения упражнений в логопедическом процессе играет очень важную роль. Во многом успех зависит от создания благоприятных условий для работы. Ребенок должен быть вовлечен в процесс, он должен быть ему интересен, чтобы у него появилась мотивация к тому, чтобы правильно выполнять упражнения. Поэтому мы и говорим о том, что занятия нужно строить именно в игровой форме, а также можно ввести соревновательный момент с поощрением за успешную работу.

Публикации по теме:

Атрибуты для проведения артикуляционной гимнастикиАтрибуты для проведения артикуляционной гимнастики ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут.

Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру»Фотоотчет «Закрепление артикуляционной гимнастики через игру» Ребята, вы любите сюрпризы, сегодня вам пришла посылка, а от кого вы узнаете если отгадаете загадку: С каждым днем все холоднее, Греет.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Комплекс артикуляционной гимнастики «Цирк» Цель: Укреплять мышечную систему языка, губ, щёк; Улучшать кровоснабжение речевых органов и.

Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики»Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Консультация на тему: «Проведение и организация артикуляционной гимнастики» Проведение артикуляционной гимнастики.

Логокубики для выполнения артикуляционной гимнастикиЛогокубики для выполнения артикуляционной гимнастики Чтобы четко и разборчиво произносить слова, необходимо укреплять речевой аппарат – для этого и нужна артикуляционная гимнастика, которая.

Мастер-класс по изготовлению пособия для артикуляционной гимнастики «Осеннее чудо-дерево»Мастер-класс по изготовлению пособия для артикуляционной гимнастики «Осеннее чудо-дерево» Мастер-класс по изготовлению пособия для артикуляционной гимнастики «Осеннее чудо-дерево» Важнейшим направлением логопедической работы.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителейМетодические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа» Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого.

Психолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастикиПсихолого-профилактический мастер-класс с элементами техники декупаж, артикуляционной и пальчиковой гимнастики «Яблочки для Ёжика!» Цель: Оптимизация детско – родительских отношений. Задачи: 1. Обучение родителей навыкам артикуляционной и пальчиковой.

Сказка для артикуляционной гимнастики «К бабушке и дедушке внуки приехали» (Дети уже знают артикуляционные упражнения, услышав название упражнения в сказке, выполняют его). Жили - были дедушка и бабушка. К ним.

Библиотека изображений:

Публикация Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Шляндина Маргарита на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Значение артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедическом процессе
Опубликовано: 28 марта 2023 в 11:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД