Папки-передвижки

Здоровьесберегающая методика с применением исследовательской деятельности детей по методике А. И. Савенкова

Елена Павлушенко
Здоровьесберегающая методика с применением исследовательской деятельности детей по методике А. И. Савенкова

Здоровьесберегающая методика с применением исследовательской деятельности детей по методике А. И. Савенкова

Автор-разработчик: воспитатель 1 категории

Павлушенко Елена Григорьевна

Я работаю в группе комбинированной направленности. Нашим детям свойственны такие качества как быстрая утомляемость детей на занятиях, легкая возбудимость. Существуют такие проблемы, как - проблема формирования двигательной деятельности; проблема развития мелкой моторики; проблема речевого развития, отсутствие работы с семьей по вопросам валеологического воспитания детей.

Публикация «Здоровьесберегающая методика с применением исследовательской деятельности детей по методике А, И, Савенкова» размещена в разделах

В работе не было последовательности и систематичности. Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной. Всё это побудило меня к созданию системы работы по оздоровлению детей в группе и к поискам необходимых здоровьесберегающих механизмов, которые помогли бы изменить ситуацию.

Валеологическое воспитание тесно связано с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знание детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, развивает логическое мышление, творческие способности и положительные эмоции к здоровому образу жизни. Соединить валеологическое воспитание и познавательное развитие мне помогла методика профессора А. И. Савенкова, с которой я познакомилась, посетив районный семинар.

Эта методика меня заинтересовала, поэтому валеологическое воспитание детей я решила построить на поисковой исследовательской деятельности детей, которая включает ребенка в собственный исследовательский поиск здоровьесберегающих идей, приемов и методов.

«Ребенок не готовится жить, он уже живет, но, говоря о детстве, мы обычно забываем, что детство это не подготовка к жизни, а полноценный жизненный этап, наполненный собственными, радостями и горестями, достижениями, открытиями, сложностями и поражениями».

Александр Ильич Савенков

доктор психологических наук,доктор педагогических наук,профессор.

Я не буду вас знакомить подробно с методикой А. И. Савенкова, а просто представлю данную методику в своём применении.

Предлагаемая методика рассчитана не только на то, чтобы обучать детей простым вариантам наблюдения и экспериментирования, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребенка наиболее рациональному варианту поиска информации.

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму” (китайская пословица)

Методика А. И. Савенкова.

Этапы

• Выделение и постановка проблемы

• Выработка гипотез - предположений

• Поиск и предложение возможных вариантов решения

• Сбор материала

• Обобщение полученных данных

• Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение)

Методы исследования

• Подумай сам

• Спроси у другого

• Посмотри в книге

• Посмотри по телевизору

• Понаблюдай

• Проведи эксперимент

• Получи информацию из Интернета

• Свяжись со специалистом.

Я указала этапы и методы исследования из методики Савенкова, которые применяю в своей работе.

Исследовательский поиск детей развивает:

1. Высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление)

2. Воображение

3. Речь

4. Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать)

5. Стимулирует развитие любознательности

Формируют умения:

1. Выделять проблему (выбрать тему исследования)

2. Задавать вопросы

3. Выдвигать гипотезы - предположения

4. Собирать материал

5. Классифицировать

6. Наблюдать

7. Обобщать полученный материал

8. Делать выводы и умозаключения

9. Делать сообщение для других детей

Для валеологического воспитания детей нам понадобится оборудование для исследовательской деятельности, которое есть в каждой группе старших дошкольников

Обязательными условием должны быть

1. «Темы» будущих исследований в форме картинок на карточках

2. карточки с символическим изображением «Методов исследования»

3. Кроме того, для занятий нужны карандаши и фломастеры.

4. Для записей нужны маленькие листочки бумаги.

Материал, подлежащий исследованию, у нас так же необычный.

Мы исследуем:

- Организм человека.

- Функции организма.

- Свойства организма.

Микроорганизмы: микробы, витамины, клетки.

Полезные для организма вещества (мыло, мёд, молоко, целебные травы).

Вредные для организма вещества (кола, лимонад, сахар, чипсы).

На 1 этапе - это были тренировочные исследования с группой детей, для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Затем, мы разбились на подгруппы и плавно переходим во второй этап – для самостоятельной исследовательской деятельности. На этом этапе каждый ребенок или подгруппа (из 2-3) детей для себя выбирают и исследуют тему, а информацию заносят в папку исследователя.

Выбор темы осуществляется при рассматривании и наблюдении. Дети задают вопросы и выдвигают предположения. В беседах дети всегда всю информацию «примеряют на себя» и начинают видеть проблемы. Так возникает проблема, которую надо решить и заодно «тема» для поиска информации.

Выбор темы, касающейся вопросов валеологического воспитания осуществляется из следующих разделов:

1. «Что я знаю о себе»

2. «Личная гигиена»

3. «Здоровый образ жизни»

4. «Безопасность детей» и др.

Например, у нас была проблема мыть руки с мылом перед едой и после туалета. Дети не понимали, для чего они это делают и относились к этому халатно, пока не начали самостоятельный поиск информации.

Увидели проблему, выбрали тему по карточкам «Личная гигиена и чистота» После выбора темы определили методы поиска.

По методике А. И. Савенкова первый метод поиска рекомендуется по карточке «Подумай сам», что ты знаешь о личной гигиене и чистоте?

Дети сразу сказали, то, что они уже рассмотрели в Лэпбуке – наши предметы – помощники: мыло зубная паста, щетка, мочалка, расческа и. др. Они классифицировали их на предметы личной гигиены и те, которые используют все члены семьи.

Данную информацию дети отражают на маленьком листочке.

После этого, возник следующий вопрос, когда и как часто надо мыть руки, тело, расчесывать волосы, менять бельё на чистое? и т. д.

Перешли к следующему методу поиска

«Узнай из книги»

Дети обратились к энциклопедии «Азбука здоровья в картинках», из нее узнали о правилах личной гигиены.

И снова данную информацию они отражают на маленьком листочке. Но, тут образовался следующий вопрос «Для чего надо менять бельё на чистое?» Были сразу и ответы других детей – потому что бельё стало грязным и на нём появились разные бактерии и даже вирусы. «А что такое бактерии и вирусы и где ещё они живут?

«Узнай у другого человека»

Дети могут обратиться только к рядом находящимся детям или взрослым. Они обратились к помощнику воспитателя, который рассказала им, где бактериям очень хорошо жить там, где грязно – на грязных руках, ушах, ногах, где не моют сразу посуду за собой, где с улицы ходят обутыми, не моют игрушки и не вытирают пыль, не стирают одежду. И данную информацию дети вновь отражают на маленьком листочке.

Следующий вопрос «Чем можно отмыть бактерии и удалить их?» даёт повод перейти к следующему поисковому методу

«Позвони Специалисту»

Решили что специалист по бактериям и вирусам наша медсестра. Почувствовав себя совсем взрослыми и значимыми, дети с моей помощью позвонили ей, и она рассказала что, бактерии и вирусы можно удалить при помощи воды, мыла и других моющих средств, при помощи антисептиков и спиртовых салфеток.

Вот тут, вопросы исчерпались,а метод поиска остался….

«Провести эксперимент»

И педагог предлагает воспользоваться практическим – экспериментальным методом и проверить это.

Предлагаются два испачканных землей предмета помыть простой водой и водой с моющим средством (мылом, затем вытереть сухой белой тканью и посмотреть при помощи лупы - какой предмет стал чище? Можно сравнить по чистоте воду и белые полотенца и сделать выводы. Которые дети делают самостоятельно.

Дети зарисовывают пиктографическое письмо. Всю полученную информацию записанную на листочках, теперь надо проанализировать и обобщить. Дети по своим записям смотрят, что нового, интересного они узнали, и продумывают, что они могут рассказать по результатам проведенного исследования.

Они одевают мантию и шапочку академика и делают свои маленькие, но интересные сообщения. Результаты поисковой деятельности - папка «Мы исследователи», в которую вкладывают пиктографические письма по нужным кармашкам.

Так на одном примере выбранной темы я вам рассказала о своей деятельности с ребятами.

Эти поиски информации по здоровьесбережению в нашей группе проводятся по разным проблемным темам, относящимся к валеологическому воспитанию.

Таким образом, знания детей от поисковой деятельности у нас переносятся на применяемые здоровьесберегающие приемы и методы.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Фотоотчет об исследовательской деятельности детей старшей группыФотоотчет об исследовательской деятельности детей старшей группы Дети - народ любознательный, им все интересно, они с удовольствием любят что-то изучать, творить своими руками, и, конечно исследовать все.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки воды» по технологии А. И. СавенковаОткрытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки воды» по технологии А. И. Савенкова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» Конспект занятия.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками «Наше настроение» (по методике Н. А. Коротковой) Тема «Наше настроение».(старшая группа). Интеграция образовательных областей: Задачи: 1) закрепить представление о том, каким бывает.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Роль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возрастаРоль семьи в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию выступление из опыта работы на районном методическом объединении «Роль.

Библиотека изображений:

Публикация Здоровьесберегающая методика с применением исследовательской деятельности детей по методике А. И. Савенкова (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Павлушенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Здоровьесберегающая методика с применением исследовательской деятельности детей по методике А. И. Савенкова
Опубликовано: 13 августа 2023 в 17:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД